ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977
цшо словесных знаков, В.Л. Архангельский представляет значение ФЕ в виде системы лингвистических и экстралингвистичебких отношений и подразделяет последние на денотативные и десигнативные (сигнифи кативные)^. В задачу данной статьи входит исследование денотативного и сиг нификативного аспектов семантики фразеологических единиц современ ного русского языка. При изучении ФЕ в знаковом аспекте необходимо прежде всего выявить возможность употребления в номинативной функции различных структурно-семантических разрядов ФЕ, определить характер их дено татов. В вопросе о денотативной отнесенности, номинативной функции ФЕ нет единства мнений. Некоторые авторы признают наличие номинатив ной функции лишь у части ФЕ^, другие отрицают денотативную отне сенность у всех ФЕ без исключения5 . Но высказывается также мнение, что всем ФЕ свойственна номинативная функция. Этой точки зрения придерживается Л.И. Ройзензон, объединяя ФЕ с другими языковыми знаками, непосредственно связанными своим содержанием с вяеязыко- вым объектами: " . . . все, что коммуникативно, одновременно являет ся и номинативным, ибо в языке все, так или иначе, служит для обозначения "кусочков" действительности. . . . УСК (устойчивый сло весный комплекс - А.М.) вне зависимости от того, как формировалась его знаковая природа, выступает в системе данного языка для обоз начения какого-то фрагмента действительности"5. Данная позиция нам представляется наиболее обоснованной. Она соответствует широкому пониманию денотатов языковых знаков, кото рое нашло отражение в ряде работ общетеоретического характера''’. Так, Н.Г. Комлев, характеризуя виды денотатов словесных знаков, подчеркивает наличие денотатов и у таких слов, которые несут ин формацию о реальной действительности не непосредственно, а посред ством выражения внутреннего состояния субъекта, реагирующего на окружающую действительность и выражающего свое отношение к ней: "Описание наших мыслей и внутреннего состояния (выражаемых слова ми думаю, уверен, намерен, чувствую. _я, сам, догя.тшваюсь и т .д .) мы будем относить к объектам внешнего по отношению к нашему созна нию реального мира, хотя они представляют принадлежность субъек та. Т .е . все, что не есть сознание, есть внешний мир, даже если это наше собственное тело с его состояниями"5 . Согласно последней точна зрения, денотатом является предмет в широком понимании - - 65 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=