ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

" . . . даль есмь блюдо серебрьяо. . . стму же Георгием", т.е.^пожа­ ловал, подарил и. Это зшчеаие имеет глагол в той же грамоте и в сочетании с существительным полюдие. обозначающим дань, подать, размер которой указывается тут же: " . . . я8ь даль рукою своею и осеньнее полюдие даровьное полтретия десяте гржвьяъ стму же Геор- гиеви". Выражение рукою своею не снимает значения пожаловать, даровать , т .к . дательный падеж объекта со значением монастыря Г с может не предполагать у глагола семы „передать из рук в руки . Примеры из псковских летописей: " . . . имениа своа отдающе вь ми- лосгияу церквамъ..." (1352 г . , ПЛ, П, Стр.7 , л . 31об .), " . . . ови бо от богатества села даваху святымъ церквам или монастырем" (там же)®. В этих примерах тоже имеется дательный падеж объекта пожа­ лования - это существительные - названия не конкретного лица, • а монастырей, церквей. В духовных грамотах глагал дати/давати сочетается обычно с суь ществительяыми, не предполагающими возможности передачи из рук в руки. В соответствии с сачим жанром духовных грамот, где,естест­ венно, не может быть речи о передаче из рук в руки, у глагола по­ является добавочная сема п завещать": "А даю живот свои весь, да и половину сел своемъ земли у пустошь у Темши все спол что ни есть а жене своей Федосьи" ( I пол. Х1У в . , НПГ , J6 8 ). В летописных текстах встречается сочетание глагола даги со сло­ вами, называющими денежное вознаграждение за работу, например: "Псковичи дата наимитом 2 ста рубдевъ истрибити им стена святыа Троица..." (1364 г . , ПЛ, П. Стр., л . 35 о б .), "Псковичи наяша мастеров и дата делу мзды 400 рублей: они же заложиша церковь святыа Троица по старой основе" (1365 г . , ПЛ, П. Син., л . 176). В этих примерах дати значит оплатить, заплатить . Тут можно ви- "10 деть и сему ^ вручить „ В сочетании с однокоренным существительным дань значение гла­ гола видоизменяется: отсутствует сема оплаты за труд, работу. У этого глагола усматривается значение вручать , ослабленное тем, что в тексте может быть название города как символа господствую­ щего княжества. Ср. в псковских летописях: " . . . изгнаша их за мо­ ре и не даша им ^варягам - Л.К.-] дани" (862 г . , ПЛ, П. Арх.11, л . 5 ), "В то же время двиняни не хотяху дани давати Новугороду. . . " (1169 г . , ПЛ, П, Син. л . 19). - 29 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=