ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

где несли службу мурзы, а сам сбежал. Производное слово имоверство в сочетании с определением пря­ мое образовало своеобразный по значению термин взаимных клятвен­ ных обязательств: "А одного, государь, гих полоненаго колмыка послали мы, холопи твои, к ним, колмыцким тайшам, для прямого имоверства (С) своими донскими казаками и с гих калмыцкими пос­ ланцами вместе” (Кр. в . , I , №3, стр. 27). В меньшем числе примеров находим ш в различных памятника, другие фразеологизмы древнерусского языка: дати грамоту на грамо- Т 2 (Жал. гр . Ив. Грозн. 1547 г . АИ, I , Л 147, стр. 213), ходити по грамоте (Усгавн. гр . Ив. Грозн. 1536 г . АИ, I , В 137, стр. 198), город огворити iKp. в . , I , В 134, стр. 188), безо всякого переводу (Улож. 1649 г . , гл . X "со с дЬ"), то есть "не изменяя решения", "не уклоняясь от правды",и др. Социальная практика выработала целую систему формул обращения- величания, в состав которых, помимо обязательного местоимения твоё или ваше, входит тот или иной номинативный эпитет: твоя бла­ гость . твоя честность, твое приягство. твоё преподобство. твоя (ваша или его) святая благодать и т .д . Не лишены интереса все по­ добные обращения-величания, но более интересны обнаруживающие стремление просителя возвысить над собой лицо, к которому обращена просьба. В одних случаях это - горькая необходимость в жизни за­ битых нуждой низов, в других - "добровольное холопство" чинов, в третьих - чистая формальность этикета; с р .: "А если по началу блгсти своей изволишь напамятовать о худости м о ей ..." (Гр-ки, Л ♦ 433, стр. 265); "Только у меня и ближних приятеле1 что твое при- ятство да о|^ни Семеновны" (Котк. Панкр. Источн., стр. 195); "Да челомь бью гсдрь за млеть благости т в о е я ..." (там же, стр. 190); "А о мн£ гсдрь воля твоД блгволит напомнит..." (Гр-ки, Л 268, стр. 145); "А впред гсдрь твоей честности б^демъ бит челомъ" (там же, стр. 270). Колоритно в своем натурализма обращение ваше благоутробие (или твоё благоутробие): "Дерзнул просит вашегШ благшутроби^" (Котк. Источн., стр. 38); " . . . бога моля за твое благоутробие" (гам же, стр. 82 ). В серии грамоток ХУП века - те же формулы: "молим твоего блд - гоутроби^(стр. 117); "твоему благоутробию усердствуючи" (стр. - 19 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=