ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977
властей, считали свершение грехов. Это была удобная форма внушить простым людям мысль о смирении, а в других случаях - оправдать промахи в политических делах. Именно об этом говорят следующие примеры из собрания документов о крестьянской войне: "Грех ради нашит сметение в мире ученилось" (П, Jt 81, стр. 95); "божии изво лением грех наших ради приехали к Верхнему городу Ломову к посаду донские атам ан ья..." (П, №339, стр. 427 ;; "милосерду-ет великий государь о вас, яко грех ради бысть сие" (П, №351, стр. 447). фразеологизм сохранил все признаки, характеризующие его фор мальное строение: инверсивное расположение компонентов, архаичес кое окончание множественного числа родительного падежа в слово форме грех и значение причины в предлоге ради. В таком виде его стали употреблять и авторы грамоток, челобитных и других докумен тов малой формы. Ср,: . . . поехав от теб№ милостивог батки до рогою многие шкоты и убытки грЕхь ради наших ^чинилис” (Котк. Пам., Л 102, стр. 60 ). Рядом со штампами сохранился знаменитый афоризм "Воля господ ня да будет!", особенно выразительный в летописном рассказе об ослеплении Василька Теребовльского бГов. врем, л е т ., I , с тр .172). Пример употребления этого афоризма нами взят из публицистики Пе- ресветова (Соч., стр. 142). Веру яти. Фразеологизм был в употреблении не только на протяже нии всего времени включительно по ХУП век, но и позднее. Поэтому его нельзя рассматривать вместе с теми единицами, которые воспри няты языком великорусской народности, но не оказались в националь ном языке. То, что касается его употребления в ХУП веке, интерес но как результат воздействия на этот старинный кальк с древнегре ческого со стороны живой стихии. Тут мы можем отметить факты точ ного воспроизведения фразеологической единицы ("не иму вьры". Котк. Пам., Jfe 189, стр. -ЮЗ) и различные переделки: "веры не маю" (Злоб. Степан Разин, V 2, стр. 38), "не нял я веры" (Котк. Данкр. Источи., стр. 166). Еще дальше по составу, строению и значению обороты взять веру (Кр. в ., П, №152, стр. 180) - зд. "привести к присяге, клятве"; "дать веру" - "пообещать, поклясться" (там же;. Ярославские мурзы и татары в челобитной на воеводу Т. Карау лова обвиняют его в том, что он "дал веру" защищать город Касимов, 18 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=