ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

новятся элементом формы повелительного наклонения фразеологизмов. Специфичность наклонения фразеологизмов проявляется в том, что эта категория, в отличие от слов, живет в условиях раздельного су­ ществования формы выражения и значения Данной категории. Так, фор­ ма повелительного наклонения находится в грамматически главном из­ меняемом глагольном компоненте процессуального фразеологизма, а значение наклонения принадлежит всему фразеологическому сочетанию. При описании модальных значений формы повелительного наклоне­ ния фразеологизмов мы опираемся на теорию общих и частных значе­ ний грамматических форм, содержащуюся в ряде работ современных лингвистов ( i , 3, 4, 5, 7, 9 и .нек. д р .^ . Анализ фразеологического материала показал, что общим грамма­ тическим значением формы повелительного наклонения фразеологизмов, подобно соответствующей форме глаголов, является побудительность, то есть значение побуждения к действию, нанравленного говорящим непосредбтвенно адресату. И во фразеологизмах, и в глаголах форма повелительного наклонения, "выражая волю говорящего, побуждающую собеседника стать производителем, субъектом какого-либо действия, принадлежит к эмоционально-волевому языку и характеризуется осо­ бой информацией" ( б , 464 ) . Ввиду типологической однородности грамматических значений у форм фразеологизмов и глаголов, все частные значения императива у наших единиц по своему характеру являются разновидностями грех ви­ дов побуждения: категорического, "смягченного" и желательного, но специфично реализуются фразеологизмами каждой из выделенных нами двух семантических групп2 . В системе модальных побудительных значений форм фразеологиз - мов, как показал наш материал, самым продуктивным оказалось "смяг­ ченное" побуждение и его разновидности (просьба, мольба, увещание, убеждение, наставление), которое выражают 47 # форм единиц в 36# употреблений. Из разновидностей этого значения господствующим оказалось значение просьбы, наиболее частотное у форм единиц, обозначающих поступки, поведение лица и его мыслительцую деятель­ ность, а также у форм единиц с семантикой отношений. Фразеологиз­ 2 В работах ^1, 4, 5, 7, 9, 12) анализируются типы побудительных значений, свойственные глаголам. - 124 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=