ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1977

бутивно-предикатианых. Они обозначаю»^ свойство или состояша субъ­ екта и в двусоставзном предложении вьсполвяюг роль именной части составного сказуемого: "Страдания ев способны тронуть камень, но доктор глядит на наев,*дует на ладонь и - ни с места" (Чехов, I - 116). "Кони стали., Кержаки начали их бить —кони ни_шаг^"(Залы­ гин. Комиссия). Д ня фразеологизмов атрибутивно-предикативной се­ мантики с компонентом ни характерно употребление в качестве глав­ ных членов в безлигчных предложениях. Среди фразеэлоггизмов описываемой Модели имеются такие, которые обозначают усиленное отрицание. Такие фразеологизмы содержат в семантике указание на отношение к действительности. В речи они могут получать интонационную законченность, оставаясь при этом органически связанными с предыдущим предложением. "Но разве это чтто-дибо меняет? Ни ^ коей мере"(Егоров. О реак­ ционной сущности буржуазной эстетики ). "Может, позвонить ей? - Что ты, ни в коем случ ае!" (А. Иванов. Тени исчезают в поддень). Такие фразеологизмы мы относим к классу модальных. Модальные фразеологизмы с компонентом ни омонидаиинн фразеологизмам других классов. Например, фразеологизм ни слова в предложении "Выводят второй эскадрон - еще хуже. Генерал одя-и, полковое командиру ни слова, но опять оглядывается на адъютанта" (Н. Лесков, 6-526) яв­ ляется атрибутивно~предикативным, так как выражает состояние субъ­ екта, а в предложении "Конечно, там в Отелло он хорош, ну ни сло­ ва - хорош" (Н. Лесков, 3-66)" этот фразеологизм является модаль­ ным. То, что фразеологизмы одного компонентного состава могут при­ надлежать к разным семантическим классам, является свидетельст­ вом их омонимичности и противопоставленности как формы связи классов. Для неизменяемых фразеологизмов средством выявления их принад­ лежности к тому или иному семантическому классу являются их син­ таксические связи, ибо круг таких связей часто оказывается един­ ственным и объективным показателем принадлежности языковой еди­ ницы к определенному классу. Фразеологизмы качественно-обстоя­ тельственной семантики сочетаются с глаголами, обозначают их признаки и располагаются непосредственно перед глаголом или пос­ ле него. - 107 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=