ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

Интерес представляет фразеосхема типа: Деньги, ВОТ ОНИ (д. 3, явл. 9). В этой конструкции спрессованы пере­ менный компонент, выраженный в форме именительного представления + постоянный ВОТ ОНИ. Обнаруживается не только четкая грамматическая локальность переменного эле­ мента (Существительное в именительном падеже), но и устойчивость порядка слов. В драме Л. Н. Толстого «Власть тьмы» представлены в изобилии и фразеосхемы синтаксического плана. 1. Бахарить— (вот) (это) ЕГО ДЕЛО (д. 1, явл. 2). Переменный компонент, как правило, выражен в этом случае инфинитивом и стоит на первом месте в предложе­ нии-схеме; далее следует постоянный. Собственно, ВОТ и ЭТО не подвергаются замене, но могут быть опущены, а притяжательное местоимение, указывающее на предмет, о котором идет речь, и существительное ДЕЛО —это постоян­ ный. И тут уже никаких вариаций быть не может. 2. НЕ щади ТЫ МЕНЯ (д, 5, сц. 2, явл. 2). Одна из многочисленных фразеосхем с императивом в функции переменного (ср. в известной песне на слова •М. Исаковского: НЕ тревожь ТЫ МЕНЯ, НЕ тревожь). В этой конструкции переменный элемент ограничен императи­ вом со значением активного нравственного воздействия, и поэтому в «отклике» звучит просьба — мольба оставить че­ ловека в покое. 3. И табаком не заглушить (д. 4 /вариант/, сц. 2, явл. 1). Таким образом конструируются почти все обобщенно­ личные предложения: творит, падеж существительного + + 2 л. ед. ч. глагола с НЕ. Это как раз та схема, в которой нет ничего фразеологического, как пишет Д. Н. Шмелев, кроме устойчивого морфолого-синтаксического построения. 4. Вот мать придет —она тебя (д. 4 /вариант/, сц. 2, явл. 3). 1 Эта схема построена на базе* схемы простого предложе­ ния: «Вот я тебя... чем-то», но в сложном предложении пе­ ременным компонентом является условное придаточное, а постоянным компонентом — главное ОНА ТЕБЯ- Не очень широкий по объему, но яркий иллюстрирован­ ный материал позволяет сделать некоторые выводы. 1. Фразеосхемы — переходные конструкции, опирающие­ ся на конструктивные возможности фразеологии и синтакси­ са. Приведенные примеры, как нам кажется, убедительно подтверждают, что во фразеосхемах наиболее отчетливо 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=