ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

является и другой способ, суть которого заключается в том, что смысл всей ФЕ вкладывается в слово, имеющее основу одного из компонентов, но грамматически оформленное как Другой. Большую, самую продуктивную группу составляют гла­ голы, образованные на базе именного компонента ФЕ. Сло­ вообразование не проявляет регулярности, и потому они представлены разными аффиксами: -нича(ть): точить балясы — балясничать, бить баклуши— баклушничать, гонять лодыря — лодырничать. Эти глаголы обозначают занятия, поступки, имеющие от­ ношение к тому, что названо мотивирующей основой (ФЕ). -ану(ть): дать газ — газануть, задать чёсу — чесануть; -и-(ть)ся: валять дурака — дурачиться, водить хоровод — хороводиться, навести справку — справиться, тянуть кани­ тель — канителиться; вз--{-и(ть)ся: встать на дыбы — вздыбиться, белены объ­ елся —• взбеленился; на--\-и(ть)ся: собаку съел — насобачился; у--{-и(ть): в гроб вогнать — угробить; в-\-и(тъ): поддать жару — вжарить; про--^и(ть): протереть с песком — пропесочить; -и(ть): перемывать косточки — костить; птичий базар — базарить; -ани(ть): драть горло — горланить. Наблюдается и обратное явление, когда имя существи­ тельное образуется на основе глагольного компонента ФЕ, вобрав в себя значение всей ФЕ: -ик-: хлюпать носом — хлюпик; -тель-: прожигать жизнь — прожигатель; -ач-: трепать языком — трепач. Имена существительные образуются и на основе атрибу­ тивного компонента именной ФЕ: -щин(а): тарабарская грамота — тарабарщина; -тух(а): повивальная бабка — повитуха; -к(а): самобранная скатерь — самобранка, сгущенное мо­ локо — сгущенка; -н(я): сборная изба — сборня. Продуктивным способом образования глаголов на базе ФЕ является образование на базе глагольного компонента с помощью аффикса -ся: нахмурить брови — нахмуриться, насупить брови — насу­ питься, потупить очи — потупиться, плакать в жилетку — 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=