ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

Бить челом кому — «просить кого-либо о чем-ли­ бо». Ломать шапку перед кем —- «унижаться, заискивать». Челобитная — «грамота с прошением или жалобой». Шапколомание — «самоунижение, заискива­ ние». Если производное слово образовано на базе ФЕ с rpaiM- матической моделью «глагол + существительное в Вин. п. без предлога (реже ■— в родительном падеже)» порядок рас­ положения частей исходной и производной единиц не совпа­ дает: головоломка от ломать голову, коленопреклонение —- преклонять колени, очковтирательство — втирать очки, ума­ лишенный — лишиться ума, головокружительный — кружить голову и др. В производных словах, образованных на базе именных и предложно-падежных ФЕ, порядок следования частей сов­ падает: длинноязыкий — «болтун, сплетник» от длинный язык; белобилетник — «человек, освобожденный от воинской повинности» — белый билет •—«свидетельство об освобожде­ нии от воинской повинности по состоянию здоровья»; длин­ норукий — «вороват, нечист на руку» — длинные руки; за­ кулисный — за кулисами ; з аспинник — за спиной; заглаз­ но — за глаза «в отсутствии кого-либо». Только в единичных случаях производное слово, образо­ вавшееся на базе ФЕ, свободно в отношении расположения частей. Так, скалить зубы — «смеяться, хохотать, насмехать­ ся» образует зубоскал — «человек, который любит зубоска­ лить, насмешник» и скалозуб — «то же, что зубоскал». ФЕ, как правило, характеризуются константным порядком рас­ положения компонентов, данная же единица свободна в этом отношении: скалить зубы, зубы скалить. Вероятно, эта незакрепленность компонентов проявила себя и в свободном расположении частей производного слова. (Ср. еще: лизо­ блюд, блюдолиз.) Все слова, производные от ФЕ, можно разделить на не­ сколько групп в зависимости от структуры, которая, в свою очередь, проявляется в различной степени участия компо­ нентов ФЕ в словообразовании. К первой выделяемой группе относим слова, образован­ ные на основе всех компонентов ФЕ. Поскольку ФЕ пред­ ставляют собой сочетание двух или более раздельнооформ- ленных слов, постольку этим и определяется основной способ словообразования—сложение. Результатом являются «суф­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=