ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

В. В. ИСТОМИНА, Т. М. КОНДРАТЮК (МАЙКОП). К ПРОБЛЕМЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ Фразеология является одним из источников пополнения лексического состава языка. Исследования последних лет, посвященные словообразовательной продуктивности фразео­ логии ряда языков, в частности английского, немецкого, рус­ ского V убедительно доказали, что игнорирование фразеоло­ гических единиц как источника образования лексических единиц являлось неправомерным. Наш фактический материал позволяет не согласиться с мнением Н. М. Шанского, считающего, что в словообразо­ вании возможен только один путь — «от слова к фразеоло­ гическому обороту и не наоборот»2. Представляется, что здесь существуют два пути: 1) слово — ПСС*— ФЕ —сло­ во: канитель — тянуть канитель (ПСС) — тянуть канитель (ФЕ)— канителиться и 2) ПСС— ФЕ —слово: лежать на боку (ПСС)— лежать на боку (ФЕ)— лежебока. Естест­ венно, что количество слов, генетически восходящих к фра­ зеологическим единицам, является относительно небольшим по сравнению с общим числом лексем, возникших в языке другим способом. В современном русском языке выделяется две группы слов, обязанных своим происхождением' фразеологическим единицам. К первой группе относятся слова типа подногот- ная—- «тайна, что-либо сокровенное»; заочный, сногсшиба­ тельный и т. п., характеризующиеся тем, что фразеологиче­ ские единицы, послужившие основой для их образования, выпали из употребления и в настоящее время не фиксируют­ ся словарями. Эта группа слов не является объектом дан­ ного исследования. Ко второй группе относятся слова, существующие парал­ лельно с генетически исходными для них фразеологическими единицами типа лежебока от лежать на боку; головоломка от ломать голову; пенкосниматель от снимать пенки; на­ хлебник от на хлебах и др. Образование слов этой группы и подвергается исследованию в данной работе. Словообразовательной возможностью обладают все типы фразеологических единиц, по терминологии академика В. В. Виноградова 3. Потенциальная способность к словооб- 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=