ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

провести грань — провести грань (отделить), стирати граш ■— стирать грани (устранить разницу), ковзати по поверхш — скользить по поверхности (не вникать в смысл чего-то), ста­ вит знак pienocTi — ставить знак равенства (приравнивать две величины), котитися по похилш площи — катиться по наклонной плоскости (морально опускаться), ставити пита­ ния ребром — ставить вопрос ребром (категорически решать вопрос), згладити eocrpi кути — сгладить острые углы, ((устра­ нить противоречия). 3. Адъективные фразеологические единицы, например: диаметрально протилежний — диаметрально■ противополож­ ный (без общих черт), адвербиальные фразеологические единицы, например: nib градусом — под градусом (немнож­ ко пьян), без п”яти хвилин — без пяти минут (который ско­ ро приобретает указанное качество), nid кутом зору — под углом зрения (с определенных позиций), кризь призму до- ceidy — сквозь призму опыта (с определенных позиций). Как правило, компонентами фразеологических единиц становятся общеизвестные термины элементарной матема* тики. Они в составе фразеологических единиц переосмысля­ ются и приобретают новое значение, чотличающееся от тер­ минологического. В качестве фразеологических единиц функционируют не­ которые термины элементарной математики, например: аб- солютний нуль — абсолютный нуль (тот, кто ничего не зна­ чит), звести до нуля — свести к нулю (лишить нечто поло­ жительных результатов), шднести до квадрата — возвести в квадрат (преувеличить), звести до сшльного знаменника — привести к общему знаменателю (найти общее мнение), центр ваги — центр тяжести (самое важное). Фразеологизации подверглись , и некоторые законы эле­ ментарной математики, например: eid перестановки сума не змшиться-—от перестановки сумма не изменится |(переста- новка не даст желаемых результатов), усяка пряма коротша кривоi — всякая прямая короче кривой (самый краткий пря­ мой путь). Непрерывный рост общеобразовательного и интеллекту­ ального уровня членов нашего общества постепенно влияет на состав фразеологических единиц в речи « языке. Заметное место среди различных генетических групп современных фра­ зеологических единиц занимают образования на материале математических терминов. Этот слой фразеологических еди­ ниц со воеменем расширяется. В составе фразеологических 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=