ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

(о том, кто притворяется больным) п’яте колесо до воза — пятое колесо (нечто лишнее), потрьбна як собащ п’ята нога (о ненужном предмете или человеке), десята вода на киселЬ (о дальнем родстве), василь 6a6i сестра в rperix (о псевдо- родственниках) и др. Единичные фразеологизмы имеют в своем составе собира­ тельные числительные, например: семеро одного не ждуть — семеро одного не ждут , , де двое б’ються, третш не мйиайся и др. Особой продуктивностью в составе фразеологических единиц отличаются числительные «три», «семь», «сто». Широкое распространение во фразеологических единицах числа «три» объясняется, возможно, тем, что христианская религия придавала особое значение этому количеству, отсюда и фразеологизм бог любить тройцю — бог любит троицу, свя­ та тршця■— святая троица (о неразлучных людях). Напри­ мер: гнати в три luu'i — гнать в три шеи (шать с соответст­ вующими эмоциями), гнути в три погибел1 — гнуть в три по­ гибели (очень притеснять), дерти три шкури — три шкуры драть (эксплуатировать), з rperix уст — с третьих уст (о не­ точном известии), просилися злидш на три дш ... и под. В процессе функционирования эти фразеологические еди­ ницы подвергались определенным семантическим изменени­ ям. Число «три» утратило особое значение магического числа, более того, постепенно утрачивалось и количественное зна­ чение этого числа, оно стало указывать на неопределенное количество. Число «семь» было наделено магическим значением в древнегреческой мифологии, и, вероятно, с этим 'значением и заимствовано во фразеологию украинского и русского языка. Магическое значение числа «семь» способствовало его рас­ пространению в составе фразеологических единиц. Например: ciM чудес, ceiry — семь чудес мира (о чрезвычайных проис­ шествиях), на сьомому ne6i — на седьмом небе (на вершине счастья), за с1мома печатями — за семью печатями (нечто недоступное), сгм п’ятниць на тиждень — семь пятниц на не­ делю (о часто изменяющихся решениях), сш 6id — один от- eir — семь бед — один ответ (за много проступков один раз отвечать), до сьомого поту — до седьмого пота (до чрезмер­ ной усталости), за кусок кишки та с1м верст пшки — i(далеко ходить без выгоды), с(м год мак не родив, а голоду не було (невелика беда от отсутствия чего-либо), сватав ам, a diena буде не вйм (что-то достанется одному человеку), баба ciM 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=