ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1976

рам ФЕ несметная сила), куча могуча, тьма проваленная: «Напряла ни так нясметну бяду». Печ.; «В доме стол да лаф- ка и ребят куча могуча». Гд.; «...У Пани дёник тьма прова­ ленная». Н.-Сок. Среди рассматриваемых ФЕ есть фразеологизмы, соче­ тающие с квантитативным какое-то дополнительное значе­ ние 4; эти ФЕ более коикретны по своей семантике. Напри­ мер, кучу (мерку) арестантов, избу и баню, мох и болото, мех и торбу (торбочку) наговорить, наболтать — это не про­ сто ’много’, а ’много лишнего, вздору, небылиц’, в значении преобладает не количественный, а оценочный момент: «Вы г деду Павлу -сходите, вот уш он барахлйть любит, вот он вам кучу арестантоф наболтает». Дм.; «Ну, лагаварйла тут избу и баню, ня -слушайте». Стр.; «Я нагаварйла вам мох и балб- та». Остр. Перечисленные ФЕ сочетаются с ограниченным кругом глаголов речи. Конкретизация количественного значения на­ блюдается у тавтологических ФЕ, выступающих в сочетании с глаголами: верх-вёрхом, верхом и стогом ’очень много, пол­ но, доверху’ положить, налить и т. п.— «Карзйна-та верх- вёрхам наложына и фсё харошый грип: баравйк, грузды» Гд.; «Во тябё влйла вярхбм и стогам» Печ.; киса-кисой (кис-кйсам) —’в большом количестве, гроздьями, кучей’ ви­ сеть, лежать — «У мяня ф саду яблаки кис-кйсам висят» Тор.; «А сейчас где тблька гадаф не наткалась, их ф плаву, на илавйнах мнбга, киса-кисой». Вл.; бйтбм-бйтбм ’очень полно, до отказа’ набиться, набраться — «У хазяина есь трут- нёфка, набьюцца туды [трутни] бйтым-бйтым» Кр.; «Атку- пят избу, скбпицца маладёш в ызбы битом-битом». Дед. ФЕ двйжь-двйжью обозначает непрерывное движение большого количества, массы людей, транспорта и т. п.; «Скблька тёх- ники у них, две нядёли движ-двйжью» Вл., -ср. в новгород­ ских говорах движ движйлся (СНГ) то же, в смоленских — двига двигбй ’очень много народу’ (ССГ). Так же употреб­ ляется и ФЕ движимо-недвижимо: «Смотрим ёдут двйжыма- недвйжыма, эта партизаны» Дед.; «Птиц «а вйшынья лятая двйжыма-нидвйжыма» Палк.; «Мышэй-та у нас двйжыма- нидвйжыма» Порх. Во всех приведенных примерах на пер­ вый план выступает указание на движение, а количествен­ ное значение является добавочным.' Ослабление мотивиро­ ванности ФЕ увеличивает ее валентность: «Гриббф, ягат была двйжыма-'недвижима; за десять килбметраф ёзьдили сюда, хоть касбй каей». Дед.—ФЕ приобретает более отвле­ ки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=