ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1975

таковая землица... у таковаго... царя под пазухою, а не в дружбЪ (Пересветов, 146 об.), соущих под рукою его (Стоглав, 108). Состав глаголов в изучаемой серии расширялся за счет различных конкретизаторов способов пребывания, указания на дополнительные действия, сопровождающие пребывание. Аште не ходить подъ роукою ти (Изборник 1076, 181), держати ти подо мною княженье мое великое честно и грозно (Дух. дог. гр., 97), того ти подъ нами блюсти (Дух. дог. гр., 95), Галича не ищи подъ моею братьею (Лавр, лет., 180), а того ти... подъ нами не подзирати (Дух. дог. гр., 114). Существовала та же серия и с глаголами перемещения в сочетании с формой ПОД+вин. падеж одушевленного лица. В этих сочетаниях указывалось не пребывание на службе у господина, а стремление к ней, вступление в нее. Вся зломыслы его вда богъ подъ руцЪ его (Лавр, лет., 184), покаряше подъ нозЪ его вся врагы его (Лавр, лет., 184), поработи насъ подъ отлученную... римьскую церковь (РИБ, VI, 533), под твою млеть прибЪгаемъ (Стоглав, 70). Серия фразеосочетаний со значением господина получила значительное распространение в XIV—XVI веках, после чего она стала замирать и постепенно вышла из употребления. Она не оставила в русском языке синтаксических значений и может быть обнаружена в современном русском языке лишь в виде отдельных выражений (быть под властью, быть под рукой и т. п.), не составляющих ясно очерченной группы. ЗА+твор./вин. падеж Фразеологические значения в со- одушевленных имен в четаниях с формой ЗА+твор. па- свободных и фразеологи- деж одушевленных имен отмече- ческих сочетаниях. ны нами лишь в деловых текстах древнерусского языка, начиная с XIII в. В старославянской и древнерусской церковной литературе фразеологические упот­ ребления данных сочетаний неизвестны. Сочетание глагола быти и формы ЗА+твор. падеж оду­ шевленного имени образует серию фразеосочетаний с общим значением принадлежности какой-либо собственности (в том числе и жены) господину. Форма ЗА+вин. падеж одушев­ ленного лица с глаголами перемещения выражает ту же идею, но в стадии становления принадлежности, начинания господства. А что закладниковъ за Гюргемь на Торожкоу или за тобою (Шахм., 3., 243), поидеть за моужь (Рус. Пр., 622), запоустить за нь товаръ (Пр. рус., 623), приве- доша всю землю за великого князя (Моек, лет., 406 об.), а что есми даваль зятю моему ...за своею 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=