ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1975
Н. К. ПАХОТИНА (Москва) ЭЛЛИПСИС КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (На материале диалектной фразеологии ошинских говоров Омской области) Среди многочисленных вопросов, связанных с фразеологи ческими проблемами, одним из важнейших является вопрос об образовании фразеологизмов. И хотя эта тема не нова, она пока что не нашла достаточного освещения в исследова ниях по фразеологии. Лингвисты, занимающиеся изучением русского литературного, а также других языков, в определен ной степени касались проблемы образования фразеологизмов. В последние годы появились отдельные статьи по данному вопросу ', однако анализ способов образования фразеологиче ских единиц еще не стал темой специального монографиче ского исследования. В области диалектного образования фра зеологических оборотов сделано еще меньше, так как разре шение данной проблемы представляется весьма сложным: ведь фразеологическая деривация, с одной стороны, частич но соприкасается со словообразовательной (значительную роль в этом играет присущее языку явление изоморфизма, неоднократно отмечаемое в работах разных лингвистов, а с другой —она имеет специфические, только ей присущие чер ты, на что указывает Н. М. Шанский 1 2. Далее, трудность заключается в том, что пока еще нет сколько-нибудь «внушительного» словаря или пособия по этимологии фразеологических оборотов, а этимология, как из вестно, теснейшим образом связана с проблемой деривации фразеологизмов. Точно так же еще. не до конца выявлены и особенности диалектной фразеологии. На первый взгляд, ди алектная фразеологическая деривация должна проходить те ми же путями, что и образование фразеологических единиц в литературном языке, так как общеизвестно, что языковые средства для выражения многих основных понятий в говорах и литературном языке совпадают. Однако если учесть специ фику существования народных говоров, то станет ясно, что трудно ожидать, чтобы все те способы образования фразео логизмов, которые действуют в литературном языке, были свойственны также и диалектам. Например, не вызывает сом- 1 См.: Н. М. Ш а н с к и й . Деривация слов и фразеологических обо ротов (к вопросу о сходстве и различии процессов словообразования и оборотообразования). В сб.: «Русское и славянское языкознание». М., 1972; А. В. К у н и н - Пути образования фразеологических единиц. ИЯШ, 1971, № 1; Ч ы о н г Д о н г Са н . О способах образования фра зеологизмов в русском языке. РЯШ, 1972, № 3 и др. 2 Н. М. Ш а н с к и й. Указ. соч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=