ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1972
Однако принимаемый нами широкий взгляд на фразеологию ограничивает тем не менее область изучения сочетаниями лек сем. Поэтому он исключает из рассмотрения фразеолога соче тания служебного слова с полнознаменательным (под спудом , под боком, не по зубам, с руки, под нос). Эти образования лишь внешне, орфографически похожи на сочетания лексем, но не являются ими. Не подлежат также рассмотрению во фразеологии послови цы, афоризмы, крылатые слова, устойчивость которых опреде ляется не возможностями сочетаемости лексем, а значимостью выражаемого содержания, его социальной мотивированностью. Пословицы, афоризмы, крылатые слова — небольшие, но закон ченные творческие произведения, бытующие в данном коллек тиве людей на тех же основаниях, что и цитаты из сочинений большого объема. Поэтому изучение пословиц, афоризмов, кры латых слов — дело фольклористики и поэтики ’. На другом участке языкового континуума из ведения фра зеологии исключаются композиты —образования, в которых со четания лексем претерпели изменения, приведшие к возникнове нию цельнооформленности. Ср., например, сочетание лексем пить чай (или чай пить) и композиту чайпить, нашедшую от ражение в книге А. М. Малышкина «Люди из захолустья» («Журкин тоже недолюбливал этих шумных гостей, без стес нения, в одежде разваливающихся по койкам; раньше срока кончал чайпить, с гармоньками удалялся к Поле») и исполь зованную здесь автором 4 раза. Композита имеет интонацион ные отличия, являющиеся, по-видимому, следствием трансфор мации значения: чайпить —не просто «поглощать известный напиток», а «проводить время известным образом». Таким образом, синтаксическая модель не определяет при надлежности сочетания лексем к фразеологизмам, но дает из вестный ориентир для определения границ фразеологии. № 5. Фразеология в нашем понимании является самостоя тельным разделом лингвистики, имеющим свой предмет, свои границы и задачи. Несомненно, ее утверждение в заданных пределах потребует усвоения некоторых новых понятий, особен но понятия фразеооочетание. Это понятие предполагает отвле чение от ряда грамматических признаков. Так, например, обра зования пишу письмо, пишешь письмо, пишем письмо, писать письмо и т. д. представляют одно фразеосочетание. В синтак сисе обычно предполагается отвлечение от лексических призна ков. Для синтаксиса образования пишу письмо, строю дом, ре жу бумагу, передвигаю кресло являются одной единицей, ко торую называют словосочетанием, иногда синтагмой, синтаксе- мой и т. п. Конечно, структура синтаксической единицы не без- 1 См.: С. И. О ж е г о в . О структуре фразеологии. Лексикографический сборник, П, (1957, стр. 38—39. 2 0 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=