ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1972

мольных значимых частей языка —морфем, фразообразование должно заняться изучением внутренней структуры фраз и зако­ номерностью сочетаемости слов. Причем последнее возможно как в широком плане, намеченном М. М. Копыленко, так и в более узком —изучение только принудительной сочетаемости слов в составе ФЕ. Акад. В. В. Виноградов отмечал, что «в области словообра­ зования особенно наглядно выступают внутренние законы раз­ вития языка» и. Для изучения фразеологического состава язы­ ка не менее важно выявить внутренние закономерности образо­ вания ФЕ, закономерности сочетаемости слов с фразеологиче­ ски связанными значениями. Эти вопросы и должны составить предмет фразообразования. Как словообразование тесно связано с лексикологией и мор­ фологией, так и фразообразование связывается с фразеологией м синтаксисом. Связь фразообразования с фразеологией усмат­ ривается не только в общности объектов изучения, но и в том, что само существование ФЕ обычно определяется принудитель­ ной сочетаемостью их интегрантов. Одной из важнейших задач фразообразования, как представляется, должно быть установ­ ление типов фразообразования в языке. Очевидна и связь фразообразования с синтаксисом, посколь­ ку сами ФЕ эквивалентны по своей структуре тем единицам, которые изучает синтаксис. Таким образом, намечается системный ряд дисциплин, для которых единицей-минимум является слово, а единицей-макси- мум—словосочетание (предложение) или фраза. Этот ряд соизмерим с другим рядом дисциплин (лексикология-—слово­ образование—морфология), где единицей-минимум является морфема, а единицей-максимум —слово. Соотношение этих дис­ циплин может показать такая схема: Лексикология Словообразование Морфология Учение о словах Учение о структуре Учение о словофор- как знаках и их от- слов и сочетаемо- мах и их изменени- ношениях в языке, сти их интегрантов ях. (морфем) Фразеология Фразообразование Синтаксис - Учение об устойчи- Учение о структуре Учение о сочетани- вых сочетаниях слов фраз и сочетаемо- ях словоформ и их (фразах) как зна- сти их интегрантов изменениях ках и их отношени- (слов) ях в языке14 14 В. В. В и н о г р а д о в . Вопросы современного русского словообразо­ вания. «Русский язык в школе», 1951, № 2, стр. 2. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=