ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1972
мольных значимых частей языка —морфем, фразообразование должно заняться изучением внутренней структуры фраз и зако номерностью сочетаемости слов. Причем последнее возможно как в широком плане, намеченном М. М. Копыленко, так и в более узком —изучение только принудительной сочетаемости слов в составе ФЕ. Акад. В. В. Виноградов отмечал, что «в области словообра зования особенно наглядно выступают внутренние законы раз вития языка» и. Для изучения фразеологического состава язы ка не менее важно выявить внутренние закономерности образо вания ФЕ, закономерности сочетаемости слов с фразеологиче ски связанными значениями. Эти вопросы и должны составить предмет фразообразования. Как словообразование тесно связано с лексикологией и мор фологией, так и фразообразование связывается с фразеологией м синтаксисом. Связь фразообразования с фразеологией усмат ривается не только в общности объектов изучения, но и в том, что само существование ФЕ обычно определяется принудитель ной сочетаемостью их интегрантов. Одной из важнейших задач фразообразования, как представляется, должно быть установ ление типов фразообразования в языке. Очевидна и связь фразообразования с синтаксисом, посколь ку сами ФЕ эквивалентны по своей структуре тем единицам, которые изучает синтаксис. Таким образом, намечается системный ряд дисциплин, для которых единицей-минимум является слово, а единицей-макси- мум—словосочетание (предложение) или фраза. Этот ряд соизмерим с другим рядом дисциплин (лексикология-—слово образование—морфология), где единицей-минимум является морфема, а единицей-максимум —слово. Соотношение этих дис циплин может показать такая схема: Лексикология Словообразование Морфология Учение о словах Учение о структуре Учение о словофор- как знаках и их от- слов и сочетаемо- мах и их изменени- ношениях в языке, сти их интегрантов ях. (морфем) Фразеология Фразообразование Синтаксис - Учение об устойчи- Учение о структуре Учение о сочетани- вых сочетаниях слов фраз и сочетаемо- ях словоформ и их (фразах) как зна- сти их интегрантов изменениях ках и их отношени- (слов) ях в языке14 14 В. В. В и н о г р а д о в . Вопросы современного русского словообразо вания. «Русский язык в школе», 1951, № 2, стр. 2. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=