ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968

происхождения и закреплено языковой практикой. Слова-ком­ поненты называют именно те понятия, которые обозначаются ими и в свободных сочетаниях, и логико-грамматические от­ ношения между компонентами те же, что и в свободных соче­ таниях, но говорящие редко фиксируют на этом внимание, т. к. давно установлено соответствие этих логико-граммати­ ческих отношений тем, на которые они накладываются (про­ валиться сквозь землю —«исчезнуть, скрыться куда-нибудь от стыда»; влезать в душу — «вмешиваться в сугубо личную жизнь кого-либо»; молоко на губах не обсохло —«'молод и не опытен», т. е. у человека не все нужные признаки и т. д.). Если бы компоненты фразеологических единств не остава­ лись словами, на чем строилась бы экспрессивность, эмоцио­ нальность фразеологизмов? ( мелко плавать — «не иметь достаточных данных для совершения чего-либо значитель­ ного»; отрицательный смысл и экспрессия за счет слова мел­ ко 1 в его сочетании с плавать). Когда говорящие утрачивают представление о правильном значении слов, компонентов фразеологического единства, и об истинных логико-грамма­ тических отношениях между ними, единство осмысливается по-иному (так, во «Фразеологическом словаре русского языка», 1967, откуда сыр-бор загорелся помещено при за­ главном слове сыр) или превращается в сращение, а у пос­ ледних иные свойства. 4. Варианты фразеологических единиц также не позво­ ляют говорить о полной десемантизации компонентов: всо­ сать (впитать) с молоком (матери); висеть (держаться) на волоске (на ниточке). Л. Я. КОСТЮЧУК О СОЧЕТАЕМОСТИ КОМПОНЕНТОВ В СВЯЗИ С УСТОЙЧИВОСТЬЮ СЛОВОСОЧЕТАНИИ 1. Рассмотрение фразеологического состава русского языка невозможно без учета сочетаемости слов^без выяс­ нения условий, приводящюр .отдельные словосочетания к устойчивости 1: В." А. Ларин говорил о так называемых пе- 1 Ср., например: О. С. А х м а н о в а, Э. М. М е д н и к о в а . К во­ просу о границах фразеологической сочетаемости слов и путях ее изуче­ ния. В сб.: «Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе», Сев.^зап. книжн. изд-во, 1965. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=