ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968

зеологизм в очи «в присутствии, прямо» не был полностью вытеснен в XIX в. (ср.: «Не хвали в очи, не брани за глаза». Даль. Словарь, т. II, стлб. 1713—1714). В древнерусском языке употреблялся фразеологизм за очи «в отсутствие, непрямо», например: «Прости и благосло­ ви его за очи, зря на двор его». Никон, лет. VIII, 169 (Срез­ невский. М-лы, т. II, стлб. 643; см. еще пример выше при фразеологизме въ очи). Отмеченная фразеологическая еди­ ница усваивается русским и белорусским языками. В бело­ русском языке она (за вочы) является обычной и в настоя­ щее время, а в русском она вытеснена фразеологизмом за глаза, который прошел тот же путь развития, что и в глаза, т. е. на первых порах слово глаза стало возможно употреб­ лять в фразеологизме за очи вместо очи, чем был создан лексический вариант фразеологизма за очи, а впоследствии вновь образованный вариант постепенно вытесняет первич­ ный. Фразеологизм за очи еще отмечается в XIX в., напри­ мер: «За очи и баба князя петеряжить (бранью)» (Даль. Словарь, т. II, стлб. 1713—1714; ср. производное заочный). В более ранний период он был обычен. Один пример: «...а за очи никому не давати» (Пам. об. Смоленска, стр. 97. 1610 г.). Фразеологизм своима очима регистрируется в старорус­ ском языке, который реализуется при глаголе увидеть, на- пример: «Своима очима увидехомъ». Псков. I лет. под 6979 г. (Срезневский. М-лы, т. II, стлб. 643). Этот фразеологизм в русском языке также «обновляется»: своими глазами. В старорусском языке бытовал фразеологизм с очей на очи «наедине, без свидетелей», например: «С очей на очи сказал» (Пам. об. Смоленска, стр. 90, 1610 г.) «пришлетъ перед собою с очей на очи» (Дела Смоленск, приказа.— ЦГАДА, ф. 45, д. 1, л. 49. 1699 г.), который, мы допускаем, впоследствии преобразовался в с глазу на глаз; правда, некоторое сомнение в этом у нас все же остается, так как не воспроизводится форма множественного числа одного из компонентов. Замены компонента око (очи и т. п.) в основ­ ном осуществляются в XVIII в., о чем свидетельствуют за­ писи пословиц и поговорок XVIII в., внесенные в сборники Симони, Пауса, Курганова1 1 «Из собр. И. Пауса. Рукоп. БАН 26. 3. 3»; «Старинные сборники рус­ ских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий. Собрал и подготовил к печати Павел Симони.» СПб., 1899 (Сб. ОРЯС, т. 66, № 7, стр. 85-90); «Письмовник... Четвертое издание, вновь выправленное, приум­ ноженное и разделенное на две части профессором и кавалером Николаем Кургановым», ч. I. СПб., 1790, стр. 128). М. А. Соколова приводит наличие 307

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=