ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968

ленном составе компонентов сцепления является специфи­ ческой чертой фразеологизма. Об устойчивости фразеологиз­ мов можно говорить в синхроническом и диахроническом плане, т. е. изучать «постоянство словесных знаков» для ка­ кой-то одной эпохи или прослеживать устойчивость (диапа­ зон вариантности, употребление вариантов, появление но­ вых вариантов, вытеснение отдельных вариантов и т. п.) фразеологизма за все время его существования (со времени превращения свободного словосочетания, сочетания, предло­ жения в устойчивое), что позволит установить внутренние законы развития фразеологии. В докладе рассматриваются главным образом некоторые условия возникновения и исчезновения лексических вариан­ тов фразеологизмов, отражающих степень лексической ус­ тойчивости. Фразеологизмы русского языка имеют различную дав­ ность происхождения: одни были усвоены из древнерусского языка, другие сложились в старорусский период, третьи на­ до отнести к новому времени, но и развитие последних, как правило, выходит за границы синхронности. История на­ родной фразеологии русского языка с трудом прослеживает­ ся по памятникам старорусской письменности. Дополнитель­ ный материал для истории фразеологии дает сравнительно- историческое сопоставление ее с фразеологией близкородст­ венных языков, в связи с чем мы обратились к сравнению ее с фразеологией белорусского языка, в котором также есть фразеологизмы, восходящие к древнерусскому, старобелорус­ скому и новому периодам1. Одни фразеологизмы русского языка полностью совпа­ дают с белорусскими (сбиться с ног — збщца з ног), дру­ гие совпадают структурно, отличаясь отдельными компонен- 'тами (вверх ногами — дагары нагам, с больной головы на 1 Сравнительно-сопоставительное и сравнительно-историческое изуче­ ние фразеологии родственных языков имеет и самостоятельное значение; см. об этом: Л. И. Р о й з е н з о н , Ю. Ю. А в а л и а н и. Сравнительно- сопоставительный, структурно-типологический и ареальный аспекты изуче­ ния фразеологии. «Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в выс­ шей и средней школе. Тезисы докладов межвузовской конференции 30 мая — 2 июня 1966 г.», Сев.-зап. книжн. изд-во, 1965, стр. 22—24; Ц. Б р я н с к а . Българскате народнн пословици с историческа тематика в сравнении с пословидите на останалите славянски народи. «Славянская фи­ лология. Сборник статей», 111, М., Изд-во АН СССР, 1958, стр. 334—335; В. Л. А р х а н г е л ь с к и й . Фразеология «Поучения» Владимира Моно- маха в связи с общими вопросами фразеологии русского языка. Канд. дисс., М., 1950, стр. 137—138 и др. i 304

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=