ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968

одном предложении». (В. И. Даль, В. П. Аникин, В. Чиче- ров, Б. Кирдан, А. Е. Граф). 4. Логическая структура содержания фразеологической единицы предикативного типа может представлять собой как суждение (простое или сложное), так и умозаключение, т. е. связь суждений. Примерами простых суждений могут слу­ жить фразеологические единицы типа: Цыплят по осени счи­ тают, Уговор дороже денег, Орел мух не ловит, Реками море стоит*Один в поле не воин, Горбатого могила исправит. Примерами сложных суждений являются единицы типа: Волков бояться — в лес не ходить; За двумя зайцами пого­ нишься — ни одного не поймаешь; Возьмешь лычко, а от­ дашь ремешок и др. Фразеологические единицы, содержание частей которых объединяется причинно-следственной связью, обнаруживают логическую структуру умозаключения, а именно, умозаклю­ чения усеченного типа. Обычная структура умозаключения отражает осново-следственную связь двух посылок (большей и меньшей) н заключения. Такая структура отражает объ­ ективно существующие причинно-следственные отношения между предметами и явлениями объективного мира. В реаль­ ных рассуждениях обычно не используется полная модель структуры умозаключения. Тог или иной член модели опус­ кается как выражающий общеизвестное суждение. Такое усе­ ченное умозаключение называется энтимемой. В зависимо­ сти от того, какой из трех членов модели опускается, раз­ личаются три вида энтимем. 5. Типичной языковой формой фразеологической энтиме- мы является следующая: Жизнь — лучший учитель: она всег­ да скажет, кто прав. Восстановим в данной энтимеме пропу­ щенную большую посылку, выражающую тривиальное суж­ дение: учитель учит находить правду. Получим простой ка­ тегорический силлогизм по первой фигуре, модус Barbara: Учитель учит находить правду; Ж изнь — лучший учитель. Следовательно, она (жизнь) всегда скажет, кто прав. Та­ ким образом, логическая структура содержания данной фра­ зеологической единицы представляет собой умозаключение с усеченной большей посылкой, т. е. энтимему первого типа. Аналогично восстанавливаются умозаключения в следующих случаях: Дело не комар — от него не отмахнешься. Дом без хозяина — сирота. Полез к барам — не пройдет даром. Лю­ бовь зла — полюбишь и козла и лр. Компоненты фразеоло­ гических единиц соотносятся здесь как причина и следствие. 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=