ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968

линию, выкинуть шутку, выдержать характер, держать язык за зубами, подавать голос и т. п. 3) Выражение отношения (в плане эмоционально-оценоч­ ном) деятеля-лица к объекту (которым чаще является оду­ шевленный предмет, лицо). Например, сорвать зло на ком-л., положить душу за ко- го-л., что-л., иметь виды на кого-л., что-л., знать цену кому-л., чему-л. 4) Выражение активного (обычно в моральном, а не в физическом плане) воздействия на объект (в этом случае тоже чаще употребляется в качестве объекта наименование лица). Например, снимать стружку с кого-л., вить веревки из кого-л., свернуть шею (голову, башку) кому-л., морочить го­ лову кому-л., заговаривать зубы кому-л. и т. п. 5) Иногда это значение направленности действия на объ­ ект (в этом случае может возникать целевой оттенок). На­ пример, заострить внимание на чем-л., пробить брешь в чем- л., делать глазки кому-л. и т. п. Характер семантики фразеологизма, его экспрессивные свойства, степень семантической цельности оказывают реша­ ющее влияние на проявление его внешних связей, в частно­ сти, в плане управления. Так, например, среди фразеологиз­ мов, обозначающих состояние или манеру, способ поведения деятеля-лица, очень значителен процент оборотов, обладаю­ щих ярко выраженной непереходностью, а следовательно, не способных иметь при себе слова с объектным значением, да­ же в виде косвенного дополнения. Наряду с этим среди фразеологизмов рассматриваемой модели возможны различные варианты проявления их спо­ собности к управлению. Прежде всего, следует отметить, что в отличие от глагола в его свободном употреблении фразео­ логизмы лишены гибкости в выражении отношения обозна­ чаемого ими действия к объекту. Сравним в плане управления глагол надоедать и синони­ мичный ему фразеологизм мозолить глаза. Глагол надоедать обычно употребляется с объектом в дательном падеже (на­ доедать кому-л.), который является факультативным (см. без дополнения — «Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест.— В. Кат.); свободно сочетается этот гла­ гол с объектом в творительном падеже (надоедать всем сво­ ими вопросами), который тоже является факультативным элементом. В отличие от глагола надоедать фразеологизм мозолить глаза кому-л., требует обязательного употребления 173

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=