ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968
оптическим причинам вообще, по-видимому, отсутствуют. Ц|> лому небезынтересно проследить, как влияют различные фонетические, лексико-грамматические, морфологические и семантические факторы на словообразовательные возможно- пи фразеологизмов. При этом особый интерес представляет исследование се мантических причин парадигматической дефективности фра- юологизмов, которые в сфере фразеологических единиц (как и в словах) играют ведущую роль. Так, отсутствие форм со вершенного вида у фразеологизмов переливать из пустого в порожнее, толочь воду в ступе, ворон считать, лясы точить объясняется именно семантическими причинами: они обозна чают действия, которые не предполагают результата (даже, наоборот, подчеркивают безрезультативность действия), это го типичного значения совершенного вида. В сфере фразеологии действуют также факторы, ограни чивающие формообразование, которые отсутствуют в мор фологии. Поэтому формообразовательные возможности одно го и того же слова в свободном употреблении и в составе фразеологических единиц могут быть различными. В част ности, слово, имеющее дефективную в том или ином отноше нии парадигму в свободном употреблении, нередко образует недостающие формы, будучи компонентом фразеологическо го оборота. Л. В. ЛИСОЧЕНКО СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ СВОБОДНЫХ И СВЯЗАННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИИ (Проблема постоянных и переменных в синтаксических фразеологизмах) Наряду с лексической фразеологизацией, в языке обна руживается явление фразеологизации синтаксической. Сущность, фразеологизации на уровне синтаксиса, фра- зеосхемы, состоит в том, что в какой-либо конструкции про- исходит фразеологизация схемы ее построения, наблюдается строго фиксированное употребление грамматических форм в строго определенной их последовательности. При этом пос- ' тоянная, специально заданная, «фразеологизированная» схе ма построения конструкции наполняется свободным лексиче ским материалом. Конструкции, подвергшиеся синтаксической фразеологи- 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=