ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968
вуюшая в каждом сочетании, есть в то же время соответ ствующая степень его несвободное™, связанности. Некоторое недоумение вызывают слова автора статьи о возможности «нулевой» устойчивости сочетаний. В качестве иллюстративного материала здесь даются такие «сочетания», как «через над», «чтобы пляшем», которые сам И. А. Мель чук называет «бессмысленными» '. Однако подобные «соче тания» не могут быть поставлены в один ряд с живыми, дей ствительно употребляющимися словосочетаниями, поскольку, в отличие от последних, эти «бессмысленные сочетания» не являются фактами языка. О нулевой устойчивости сочетаний можно говорить при менительно к своеобразным, «свежим», выражениям, 'кото рыми изобилуют художественные произведения. Так, в сти хотворении М. Светлова «Гренада» читаем: «И «Яблочко»-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен». Такие словосочетания, как смычки страданий, скрипки времен до М. Светлова никто никогда не употреблял, и, сле довательно, они лишены какой-либо устойчивости, что, кста ти сказать, и служит основной причиной их художественной выразительности, образности. Однако и здесь мы имеем де ло не с фактами языка, а с фактами индивидуальной речи. Язык же по самой своей природе включает в свой состав только то, что уже «апробировано», закреплено известной традицией. Если образное выражение поэта подхватывается коллективом говорящих, то оно, приобретая устойчивость, из факта индивидуальной речи превращается в факт языка. Таким образом, в языке нет и не может быть абсолютно свободных словосочетаний, которые, выражаясь словами Ш. Балли, распадались бы «немедленно после того как были созданы». Именно поэтому мы очень остро ощущаем всякое новшество в употреблении словосочетаний тем или иным ин дивидом. При этом следует подчеркнуть, что начальной ступенью устойчивости мы считаем воспроизводимость сочетания в го товом виде. На первый взгляд, наше утверждение опровергается та кими многочисленными словосочетаниями, компоненты кото-1 1 И. А. М е л ь ч у к . Указ, соч., стр. 73. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=