ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968
тельных фраз, организованы в принципе сходным образом. Это позволяет ставить вопрос о разных типах семантических сущностей применительно к основным позициям сравнитель ных фраз. 8. Конструктивным центром сравнительной фразы мы счи таем компаративное имя —вершину компаративной части. Вхождение этого элемента в высказывание позволяет гово рить о реализации компаративной модели синтаксического уровня. Появление же конкретного компаративного имени дает нам основание говорить о реализации определенной сравнительной фразы. Поэтому фразы с разными компарати- вами нужно считать разными фразами, как бы ни были близ ки их смыслы. Так, фразы «он опит как убитый», «...как су рок», «...как медведь» — разные фразы. Но это не значит, что компаративной позиции всегда соответствует единичное множество словоформ и что варьирование здесь исключено. В этой позиции могут появляться лексико-грамматические формы, с нашей точки зрения тождественные относительно данной фразы, т. е. не ведущие при взаимной мене к нару шению тождества фразы,—но не тождественные друг другу, если рассматривать их под другими углами зрения. Мы счи таем возможным говорить о трех основных аспектах варьи рования компаративного элемента фразы. 8. 1. Важнейшим, самым распространенным, представ ляется нам факультативное развертывание (и свертывание) компаратива за^-^йет" ЪпределяюГЦтпГ'^’"*слов, по схеме «№'<-> А+ №2». Мы различаем «узуальное» развертывание (свертывание): «он дрожит как лист» — «,.жак осиновый лист» и т. п., и «окказиональное», имеющее место в отдель ных речевых произведениях (примеры такого развертывания инварианта «белый как снег» см. ниже, стр. 105). «Окказио нальное» развертывание не принадлежит сфере фразеологии и не может, видимо, учитываться при построении лексикогра фического описания фразы. Нужно просто иметь в виду воз можность такого развертывания сравнительных фраз. «Узу альное» развертывание свидетельствует о наличии на уровне языка нескольких частных, вариантных «моделей» данной фразы. Задача лексикографа — выявить основной, наиболее частотный вариант, в котором фраза и должна быть пред ставлена в словаре. 8. 2. Второй аспект варьирования компаратива — варьи- рование^ппраття гпрпппания элементов компаративной кон струкции. Напр.: «Что тыхмур, как день ненастный» — или 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=