ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ. 1968
Поскольку при решении проблемы тождества понятие «фразеологическая единица» выступает в большинстве кон* цепций как целостная структура (единство «формы» и «со держания») , к языку относят совокупность константных эле ментов и означаемого и означающего фразеологизма кай его инвариант, а к речи —реализацию в конкретной единицр этой константной структуры (ср.: инвариант—-фразеологизм в словаре, вариант —фразеологизм в конкретном общении; отождествление понятий устойчивость и инвариантность и т. д.) Тем самым варианты фразеологизмов обычно опре деляются как видоизменения только «формы», сохраняющей хотя бы один общий для всех видоизменений лексический компонент, при абсолютном тождестве «содержания». Неко торые авторы допускают возможность стилистических и экс прессивных различий и скачкообразность видоизменения лек сического состава. «Жесткое» сужение понятия варианта сведением его к видоизменениям только «формы» единицы неадекватно ре альному функционированию идиом (см. -в «Фразеологическом слова-ре русского языка» многойиоленные примеры идиом, различающихся по смысловым «оттенкам» безотносительно к видоизменению лексического состава). Кроме того, опери рование двусторонними единицами не согласуется с прин ципами функционально-системного анализа. Нарушение этих принципов привело, по сравнению с грамматической тради цией, к довольно парадоксальному смешению приемов иден тификации ‘, где понятие единицы расслоилось таким обра зом, что морфемы идентифицируются по означаемому (функ ции), в морфы — по означающему («манипулируемым» эле ментам— фонемам); во фразеологии «инвариант» единицы идентифицируют и по «содержанию» и по «манипулируе мым» элементам «формы» (хотя последние не обладают, строго говоря, собственно оппозитивными признаками), а варианты — по присутствию этих элементов при полной идентичности «содержания». Таким образом, в приведенных концепциях двусторонняя единица выступает как структурное целое и в языке, и в речи, следствием чего явилось смешение собственно оппози- тивных признаков единицы, определяющих ее значимость, и элементов «формы», выражающих эти признаки, но не коррелирующих с ними. Это привело, в свою очередь, к сме-1 1 Критику этих приемов см. в указ. соч. Н. Д. А р у т ю н о в о й . 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=