Проблемы истории русской литературы 1973 г.

героя расстилаются мрачны« «глядят н а '!Г д еТ о ? Г знает, «сколько еще будут для- гляделн ть ся . и сам авт0р. Но жела- деть они» ^1 *А ™ все та^и придет; побеждает: «И где- ™Сб ь т 'м ож е т уже готовят меры, чтобы возмерить все, прп- I;,™ в э т и векующие изменчивые просторы лучезарную зести 3 эти г ' гпаияч лет, уже накипает отраже- ние3бУДУшего>> {IГ, 157). Именно это чувство -чувство неиз­ бежности прихода лучшего будущего-определяет всю эмо- пипня ibiivio тональность произведения. »»» ’ Делясь с Короленко своими творческими планами Щм - лев писал ему об этих эпизодах повести: «Я ^ Кар™ ^ ппохота по топям к светлым водам. Идет Дрооь, ведет 2 » ‘ («роя-интеллигента,-Л . Я не хочу сказать, что у пяпопл надо учиться, пробавляться его верой и преклоняться S r ней я хотел лишь указать на заложенную в него силу духа сказать, что жива душа в нем. И он найдет свои свет ЛЬ 1 С 'воды. Сказочности Дроби я противопоставил суровые сипы угнетающие и сильные. И трясины, и безучастных стре­ коз и град, побивающий поля и бьющий в голову слепого малыша. Но баба идет дальше с малышом, и уже новые плуги готовы, и готовы новые семена» К Характерно, что приход светлого будущего автор связы­ вает с молодым поколением. Он любовно рисует крестьянских ребятишек, которые, весело шлепая по Д°ждевы^ 1 ^ а.л1оии' ют задорную песенку о солнце, схоронившем золотые ллючи. «...Семена'нового сева зреют,—резюмирует рассказчик, лю­ буясь этой сиеной.— И не боятся града. Смеются солнцу. Не им ли светит оно, и не для них ли хоронит золотые ключи? И эти ключи когда-нибудь отомкнут далекое, незнаемое» (II, 158). Таким мажорным аккордом заканчивается повесть, наполненная раздумьями автора о русском народе, о его судьбе. 1 Письмо И. С. Шмелева В. Г. Короленко от 11 июня 1909 года. ГБЛ, Ф- 135, разд. 11, карт. 36, ед. хр. 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=