Проблемы истории русской литературы 1973 г.

Шмелева, в повести «Под небом» уступает место ассоциатив­ ному принципу «монтажа кадров», мозаичной композиции. Повествование -строится здесь как поток образов-ассоциаций, приведенных в движение легендой Дроби. В прозе писателей-реалистов 1910-х годов исследователи справедливо усматривают две, на первый взгляд полярные, а на самом деле диалектически дополняющие друг друга тен­ денции использования одной и той же детали. Одна из этих тенденций выражала «растущее стремление запечатлеть раз­ нообразие мира —его многокрасочность, многозвучность, веч­ ную изменяемость, переливчатость, смену красок, запахов, настроений и чувств». Другая, наоборот, подчеркивала тяго­ тение писателей «к обобщению, к поискам единства в много­ образии, к выяснению всеобщего в частном, конкретном и бытовом» ’. В .повести «Под небом» каждый эпизод, каждое частное событие приобретают обобщающий, символический смысл. Выше уже отмечалось, что вполне конкретная, жизненная легенда Дроби вырастает, благодаря своей функциональной значимости в повествовании, до обобщения народных нужд и народных надежд. Аналогичный характер приобретают в про­ изведении и другие бытовые эпизоды. Шмелев рисует в пове­ сти картину путешествия героя-интеллигента и Дроби по то­ пям Провала к «светлым озерам», для того, чтобы увидеть здесь «белых птиц» —лебедей, в которых, по легенде, пре-, вращены крестьяне жестокого боярина. Это картина—сим­ вол, призванная-показать, что путь народа к «светлым водам» сквозь житейскую болотную топь, разбросавшую кругом «под­ стерегающие петли», труден, но вполне осуществим. Здесь отчетливо выражена надежда на народ, который только и способен провести всех к этим «светлым водам», «Я цеплялся за его (Дроби.—А. Ч.) руку,— говорит рассказчик,— и чувст­ вовал, как идет на меня от него ободряющая сила» (II, 145). Аналогичным образом строятся и другие эпизоды повести. Возвращающиеся путешественники -становятся свидетелями того, как сильный град уничтожает крестьянские посевы. «1 рад» —не обычная сюжетная картина. Она -предельно обоб­ щена воспринимается как символ народных бедствий, кото- рых будет еще немало впереди. Тернист и труден путь напода к счастью- и ™ о" через многие невзгоды. Перед взоро' стр ' 196УДЬбЫ Русюкого Реалнзма »начала XX зека», Л., «Наука», 11972 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=