Проблемы истории русской литературы 1973 г.

обильно представленных в повести, с точных, называнием "^Логической ясности и эмоциональности внутренних моно­ логов Шмелев достигает не только путем нагнетения детален ' конкретностью выражения мысли. Этому сиообствует также сама форма их построения. Монологи его героя внутренне драматизированы. Противоречивость чувств и мыслен героя, его по словам автора, «быстрота и смена переживании»1, веаут к тому, что внутренняя речь строится как диалог двух голосов, как спор героя с самим собой. Следует отметить еще одну характерную черту внутренних монологов, их ритмич ность. Она достигается с помощью анафор, повторов, инвер­ сированным строением фраз, использованием однородных синтаксических единиц. Часто прибегает автор к риториче-. скнм вопросам и восклицаниям, создающим необходимую эмоциональную тональность. Раздумья писателя о судьбах родной страны своеобразно реализуются и в пейзажных зарисовках. Нельзя сказать, что­ бы описаниям природы Шмелев в своих ранних произведе­ ниях вовсе не уделял внимания. Мы встречаемся с ними и в литературном дебюте юного писателя —рассказе «У мельни­ цы», и в книге путевых очерков «На скалах Валаама», и в «Распаде», и в «Вахмистре». Но там они не изображены так многообразно н с таким мастерством, как в произведениях 1910-х годов. Критика справедливо отмечала, что Шмелев является одним из талантливых художишков-нейзажистов этого времени2. На страницах его произведений широко пред­ ставлена щедрая красота родной природы с неисчерпаемым богатством ее красок, разнообразием ароматов и звуков. Большое место отведено картинам природы и в повести «Под небом». Пейзаж у Шмелева — не безразличный фон, не подавляющая своим совершенством стихия. Он является ор­ ганическим компонентом всей идейно-художественной ткани повести. Картины природы пропущены через восприятие геро­ ев и как бы эмоционально окрашены утонченным восприятн- 1 Письмо И. С. Шмелева В. Г. Короленко от 11 июля 1909 г., ГБЛ, Ф. 135, разд. 11, карт. 36. ед. хр. 40. 2 См., напр. В. Л ь в о в-Р о г а ч е в с к и и. Художник обездолен­ ных. «Современный мир», 1912, № II, стр. 315—316; Н. Ко р о б к а . К С. Шмелев (критический этюд). «Вестник Европы», 1914, № 3, стр. 345; 0. М и х а й л о в . И. С. Шмелев. В кн.: И. С. Шме л е в . Повести и Рассказы, М., Гослитиздат, 1960, стр. 14. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=