Проблемы истории русской литературы 1973 г.

С «гневом, презрением и сердечной жалостью» потомка к предкам своим срывает Бунин пелену очарования с Суходоль­ ской жизни. В детстве Суходольские* были и предания каза­ лись порой ужасны, но больше очаровывали, приводили з восторг, становились мечтой наследников Суходола о соб­ ственном будущем в огромной усадьбе с огромным садом и домом с дубовыми бревенчатыми стенами, в зале которого о едали с арапниками на коленях: «Мы мечтали о том золо­ том времени, когда мы вырастем и тоже будем обедать с арапником на коленях...» (II, щ _ \\2). Но жизнь развеяла эти «золотые сны» творянского Дет' ства с его «страстными .мечтами» о Суходоле, оставив от их ылого очарования лишь бередящие душу воспоминания, разоренною усадьбу, заросшие могилы, «прекрасную и жал­ кою дошо» Натальи, «порожденную Суходолом», да сумас* шедшую, потерявшую человечеокий облик тетю Тоню. ио их прошлой жизни напоминают теперь только уцелев* ifHe то от гР°3овых пожаров, не то от поджогов вещи Да ™ стены «пустых, низких горниц» и служб уходольскои усадьбы. Они как бы оживают в вечной теперь тишине Суходольского запустения, становясь в буний* ском повествовании немыми свидетелями бушевавших когда* и я п Г ? т е страстей: «... все вспоминалось *нам форте* а»° тети Тони> когда-то стоявшее под этим зеркалом- зяпДя«^омиГраЛа °На на нем’ глядя »а пожелтевшие ноты с г,ая та 1 ию -т р nrf1,8и ш?а*х* а он стоял сзади, крепко подпн* n V7p ’ / ®ои РУК0И* крепко сжимая челюсти и хмурясь- в яппирь - ну абочки— и в ситцевых пестреньких платьицах, 1 зятртяи наРядах, и в черно-лиловых бархатных шалях -*■" залетали в гостиную. И перед отъездом он с сердцем хлоп* изжды ладонью по одной из них, трепетно замирая' шеи на крышке фортепиано. Осталась только серебристая пыль, ио когда девки, по глупости, через насколько дней стерли ее, с тетей Тоней оделалась истерика ...» (II, lie -" И дальше, контрастируя с этим далеким сполохом стрЗ* сти, следует знаменитое бунинское описание тишины летнего дня, переходящего в вечер и ночь и как бы возвращающего в природном движении света к темноте жизнь тети Тони ог прошлого к настоящему— к нищей «темной избе» нал кото­ рой по ночам вечно плачет филин и «горит серебряным тре* угольником, МОГИЛЬНЫМ голубцом скорпион ...» (II 117_1-18). Объясняя настоящее Суходола его прошлым, ’Бунин ка* 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=