Проблемы истории русской литературы 1973 г.

она —в том уже, что едва ли не единственным липом в об­ нинской повести о «погибшей жизни», «заслуживающим,'" говоря словами Ф. Энгельса,— лучшей участи», является Наталья. Вполне определенный тип русской крестьянской жизни, «истая крестьянка», характер истинно трагический этот бунинский образ воплощает в себе, казалось бы, несосдннн мые начала жизни, загубленной Суходолом: огромную вол10 и воспитанное веками деспотического угнетения бесснлнс'Пр0 тивостоять «всемогущему произволу и капризам» господ Су* ходола, обезумевавших в бездействии и в бессмысленно-же­ стоком «кипении страстей». Из всех живущих еще обитателей Суходола одна Наталья сохраняет в своей «прекрасной и жалкой душе», в своей «крестьянской простоте» черты человечности. Чтобы убедить­ ся в этом, достаточно сопоставить бунинские портретные ха­ рактеристики тети Тони и Натальи из второй главы повести- «...И вдруг, у самого поворота в Суходол, увидали мы и высоких мокрых ржах высокую и престранную фигуру и хя* лате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи... С° страхом глядя в черные безумные глаза, чувствуя приноси0 веиие острого холодного носа н крепкий запах избы, поце­ ловались мы с подошедшей. Не сама ли это Баба-Яга? I1° высокий шлык из какой-то грязной тряпки торчал на голове Ьабы-Яги, на голое тело ее был надет рваный и по пояс мою Рыи халат/не закрывавший тощих грудей. И кричала оШ1 так, точно мы были глухие, точно с целью затеять яростну10 орань. И по крику мы поняли: это тетя Тоня» (II, 114—11^)• у ^ Наталья: «Низко, с тихой улыбкой поклонилась стояв­ шая на правом крыльце Наталья —добренькая, загорелая, в лаптях, в шерстяной красной юбке и в серой рубахе с широким вырезом вокруг темной, сморщенной шеи» ( ^ ’ 115). И дальше в повествовании Бунин все время сохраняет эт>' дистанцию человечности между Натальей и всеми остальны­ ми действующими лицами своей Суходольской летописи- Идеализируя в образе Натальи черты покорности, смиренно­ мудрия и трагического для нее самой непротивления, он пе­ редает ей право судить о жизни таких же, как она, «без ви­ ны виноватых» в своей гибели обитателей Суходола В бу­ нинском повествовании это —некое высшее и послезнее пря- во, право суда не перед людьми, перед богом, право, обре- 7 2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=