Проблемы истории русской литературы 1973 г.

вование организовывалось резко отрицательным отношени­ ем ^автора к стихии крестьянского движения в революции 1905 года. Здесь субъективность бунинской эстетической кон­ цепции жизни, находясь в противоречии с социально-истори­ ческой сущностью русской «г крестьянской буржуазной рево­ люции», нередко пря^ю и непосредственно оборачивалась субъективизмом исторических обобщений жизни деревни. Причем в значительно большей мере и степени, чем в «Су ходоле», где социально-исторический масштаб художествен­ ных обобщений ограничен картинами жизни <г с у х о д о л ь с к и а ' дворян» и дворового крестьянства. Кроме того, эти обобще­ ния не находились в столь «кричащем противоречии» с объ­ ективным ходом социальной истории России, как это имело место в бунинских изображениях «мужика». Рассматривая подобного рода противоречия как лробле му творческой индивидуальности писателя, М. Б. Храпченко приходит к следующему, с нашей точки зрения, бесспорному обобщению: «...самые различные проявления субъективизма свойственны и людям большого таланта. Субъективизм не редко сказывается как в понимании основных тенденций раз­ вития социальной жизни, так и в оценке тех или иных ее сторон, в характеристике событий эпохи и в освещении ос0‘ ценностей современного человека, его психологии. Те грани, где субъективность превращается в субъективизм, а продув' тивная деятельность творческой фантазии перерастает в ил­ люзорное фантазирование, обычно трудно ощутимы для само* ю художника, но они реально существуют в художествен­ ных произведениях и раскрываются при внимательном их чтении, их анализе» *. Одним из частных, по весьма существенным и очевидным положением, связанным с приведенным выводом, является также мысль исследователя, формулируемая им примени­ тельно к творчеству Л. Н. Толстого. Подчеркивая методо­ логическое значение ленинских статей о Толстом как худоЖ' нике и мы сли тел е , М. Б. Храпченко пишет: «Положение о «кричащих противоречиях» в творчестве Льва Толстого относится ко всей его литературной и обще­ ственной деятельности. Но они по-разному, в различной сте­ пени проявились в отдельных его произведениях. И было бы 1 М. Б. Х р а п ч е н к о . Творческая индивидуальность писателя и раз­ литие литературы, М., 1970, стр. 86 . 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=