Проблемы истории русской литературы 1973 г.
скудевшего? Почему алчное купеческое стяжание то и дело | прерывалось дикими размахами мотовства с проклятиями .) этому стяжанию, с горькими пьяными слезами о своем окаян- | стве и горячечными мечтами по своей собственной воле стать ‘ Иовом, бродягой, босяком, юродом? И почему вообще слу-1 чалось то, что случилось с Россией, погибшей на наших гла-1 зах в такой волшебно, краткий срок?» Правда, и здесь, говоря о «.гибели России», Бунин как бы не желает знать, что и та будто бы всего '«лишняя пядь» земли «скудевшего» в безделки и мотовстве помещика об рабатывалась все тем же «нищим мужиком», что и то «море хлебов», в котором тонули суходольские усадьбы,— дело рук.; и труда его. Но это уже другой вопрос бунинской эстетиче ской концепции жизни, о чем речь впереди. 2 . Духовное бытие' «Суходольских дворян» в бунинском по вествовании «гибелью обособлено» не только, как писал Бу нин, «от души общечеловеческой», но и от жизни их страны, родины, ото всей России, в бескрайних просторах которой от века была затеряна жизнь этих степных «дворянских гнезд», «барских деревень» и хуторов. Шли войны, па которые молодые господа уходили «охот никами», были реформы, бунты, но до Суходола доходили только бродившие по народу «темные тревожные слухи» (II, 145). Слухи слагались в «темные воспоминания», воспомина ния—в легенды, предания, песни, в «вещие страшные сны», в «древнюю веру в предопределение, никогда не высказы ваемого, смутного, но постоянного самовнушения, что каж дый из нас должен взять на себя ту или иную роль, соответ ственно тому или иному назначению» (V, 153). Во власти этой «древней веры в предопределение», во власти преданий «древнего страха огня и гроз» вся жизнь Суходола, судьбы суходольских «рабов» и «господ». В « С у ходольской душе», над которой «так безмерно велика власть воспоминаний, власть степи, косность ее быта, той древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню, и дом ъ Суходоле», писатель искал и находил для себя раз-1 гадки страшных и глубоких тайн своей «семьи, рода, клана». «... Тайной глубиной своей да вот еще преданиями, про- шлым и сильна-то она, эта древняя семейственность»,— вос- 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=