Проблемы истории русской литературы 1973 г.

победу н а^ЯцеокопнСТОМ' ’ ^ Р австве,,п°е начало одерживает «...глада Д0ЛГ0М 1 социальный злом: нели, и лицо его на м наполннлнсь слезами и сразу покрас- прекрасным может сделалось столь прекрасным, как вения. Он еще паз человеческое лицо в экстазе вдохно- реход в два полутона ШЛЯИУЛСЯ» 'попробовал мысленно спе- венным голосом гнома ВД?У-Г’ наполннв своим сворхъестест- та». И в м е с т о I СобоР’ заРевел: «Многая ле-е-е- тить свечу вниз он ,°Ы 110 обРядУ анафемствования опус- ‘ Как извествно о&п^ОКа° Т НЯЛ ее ввеР*» (4. 663). вершен не был1. Это^пгь иаФемствоваиия -над Толстым: со- об отлучении Толстого ясмялось тем, что решение Синода новленного дня цепкопипгпЦ! РКВк" появилось после общеуста- лать помешала бурная реакцнГ^МСТВ°ВаНИЯ' Позже эт0 сде‘ Толстого. * Р 1 я общественности на отлучение Куприн в своем рассказе ’ем самым усиливает обличнте^ьнпТ °Т Правды факта " в момент нравственного штельное звучание рассказа. чит Равнодушно, он являетсГ вм°Л°С ° ЛПМШ1Я уже не зву' ственного начала пепептпо.л ыРажением высокого нрав- ступает так. ,как подГкатьшЛ 1е,° Душ>’ В"ервые герои по- веческого, естественного доброго Уп СОВесть- Торжество чело- бражением хора мальчиков жизни усиливается изо- стое и светлое. «Тепевь няпп щетвоРЯ1ощего в себе все чи- мальчуганов, колотил их кямеп"° регент шипел на своих им рты. Радостно, •точно сепо1п°Н°М по |ГОЛ°вам, зажимал голосов, они кричали на ш о цепкой 3мУ'ки архангельских гая лета!» (4, 663). Аккордом же * <<Многая- многая, мно- красоте в жизни людей служат г-то утвеРЖденшо' МЫСЛИ О которые произносит уходящш из ^ ' 0вести «Казаки», сделал на радость человеку» (б' 6641 п илимпи11: «Все бог нравственную победу. Он снимает с себя"1пМПИЙ одеРЖ11вает как не может больше служить лжи и я™Уг°ВПьш саи’ таК шествие по храму: «Он шел,—пишет Куприн ^ в о ^ 4"0 еГ° целой головой над народом, большой, величес^венньпГГ^ чальнын, и люди невольно, со странной боязнью, расступа- лись перед ним, образуя широкую дорогу» (5, 326) Нравственная победа героя в личном плане проявляется в гневном ооращении к дьяконице, которой он ¡боялся в со- циальном п л а н е - в презрительно-равнодушном отношении к П е т Р ° в- Отлучение Льва Толстого. М., «Знание», 1064, стр. Ь7—68. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=