Проблемы истории русской литературы 1973 г.
Куприн называет своего героя другим именем. Основным фактором, обусловившим иное имя героя, являлся замысел писателя. В 1913 году (год написания рассказа «Анафема») Куприн говорил: «Нужно писать не о том, как люди обни щали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его»'. Этот замысел он и претворяет в рассказе «Анафема». Образом протодьякона Олимпия (писатель ут верждает силу духа, величие, торжество человека. Об этом говорит и имя героя. В процессе работы над рассказом Куприн подчеркивает эти качества в своем героем. В первом варианте рассказа протодьякон в момент провозглашения Толстому здравия зместо анафемы слепнет. Это делало героя духовно слабым, приглушало социальную остроту произведения. Но даже и зх гаком виде,, как уже было сказано выше, рассказ был за прещен цензурой. Вот как изображался этот эпизод в первоначальном ва рианте: «Как Вам не стыдно, о,-Олимпий,— с-казал строго на стоятель,—даже в такой день не могли удержаться от скан дала! Но протодьякон улыбнулся жалкой растерянной улыб кой и, по-прежнему ощупывая вокруг себя воздух, сказал: — Я ослеп. Гнев божий покарал меня. Ослеп»2 Из окончательной редакции этот эпизод исключен. Олим пий здесь — воплощение духовной силы и величия человека. Внутреннее борение протодьякона, заставившее его отой ти от церкви, начинается с порыва н естественному. И это роднит его с Олениным из повести «Казаки». Как в Оленине, так и в Олимпии нравственный порыв — результат ,столкно вения с жизнью первозданной природы и простых людей. В Оленине он возникает при непосредственном восприятии жизни народа, в Олимпии — через восприятие художествен ного воссоздания ее Толстым. И Толстой, и Куприн изображают сложную душевную борьбу героев в порыве к естественному началу жизни. Од нако в Оленине этот порыв глохнет. Внутренний мир 'чело века из дворянского круга сделал 'невозможным сближение героя € народом, и он возвращается в то общество, из кото рого ушел. В Олимпии же, воплощающем то лучшее, что присуще народному характеру, стремление к естественному1 1 С. Фр и д . У А. И. Куприна. «Биржевые ведомости». Вечерний вы пуск, 1913, 21 сентября. - А. И. К у п р и н . Рукописный отдел ИР ЛИ (Пушкинского дома), ф. 242, он. 1. № 1, стр. 6. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=