Проблемы истории русской литературы 1973 г.
и ворочался с ббку на бок своим огромным телом» (4, 658). Из повести протодьякон узнает, «как на Кавказе жили сол даты, казаки, чеченцы, как убивали друг друга, пили вино, женились, охотились на зверей» (4, 657). Восприятием пове сти Куприн усиливает в герое изображение естественного начала. Олимпии воспринимает жизнь простых людей, воссоздан* - НУЮТолстым, во всей ее естественности и простоте, как кон траст к собственной. С этого и начинается его внутреннее бо рение. Однако на первых порах оно еще интуитивно и связа но с личным «я». Но затем диапазон этого 'борения перено сится на окружающую жизнь. Неожиданно в ином свете предстают прихожане перед протодьяконом. Впервые Олим пии замечает в них что-то неестественное. «Отчего это — ду мал он ,-у всех женщин лица, если глядеть в профиль по хожи либо .на рыбью морду, либо на куриную голову...'Вот и дьяконица тоже...» (4, 659) Протодьякон начинает ирониче ски относиться к молящимся. Прихожан писатель изобража ет в сатирическом плане. «Церковь,—пишет Куприн— была вся набита какими-то слезливыми старушонкам^ и ’сетобо родыми толстопузыми старичками, похожими не то на рыб ных торговцев, не то на ростовщиков» (4, 659). Освещая реальную основу образа Олимпия, Н Вепжбнц- кии вспоминал, что у Куприна -был знакомый гатчииск^ со- борный протодьякон Амвросий, у которого писатель однаж- « к г митрополитаРТмвросиГ—Тр°скаУ3 н'я бЫЛа известна история за переход в стан расколышков был Тш е .ГБ о сио сао^Г° РЬ1й кафедры, а затем отлучен от церкви2. Ьосноса-раевской В озмоу К но , Куприну была известна и ленте тытг-п ^вВ^ ° „ Г ь РХсвоёй^ в % ^ о 1 Г ’ засл>'ж;'“ШбГ 0 печальную в которой объявлял Толстого политическим в8рГоРГобщества. С^^«Мисснонерский* Горняк,,С ^ ^ Т ^ т .Т '^ о я б Ч - д ^ к а б р ь . стр. 16—4 52 декабрь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=