Проблемы истории русской литературы 1973 г.

и ворочался с ббку на бок своим огромным телом» (4, 658). Из повести протодьякон узнает, «как на Кавказе жили сол­ даты, казаки, чеченцы, как убивали друг друга, пили вино, женились, охотились на зверей» (4, 657). Восприятием пове­ сти Куприн усиливает в герое изображение естественного начала. Олимпии воспринимает жизнь простых людей, воссоздан* - НУЮТолстым, во всей ее естественности и простоте, как кон­ траст к собственной. С этого и начинается его внутреннее бо­ рение. Однако на первых порах оно еще интуитивно и связа­ но с личным «я». Но затем диапазон этого 'борения перено­ сится на окружающую жизнь. Неожиданно в ином свете предстают прихожане перед протодьяконом. Впервые Олим­ пии замечает в них что-то неестественное. «Отчего это — ду­ мал он ,-у всех женщин лица, если глядеть в профиль по­ хожи либо .на рыбью морду, либо на куриную голову...'Вот и дьяконица тоже...» (4, 659) Протодьякон начинает ирониче­ ски относиться к молящимся. Прихожан писатель изобража­ ет в сатирическом плане. «Церковь,—пишет Куприн— была вся набита какими-то слезливыми старушонкам^ и ’сетобо­ родыми толстопузыми старичками, похожими не то на рыб­ ных торговцев, не то на ростовщиков» (4, 659). Освещая реальную основу образа Олимпия, Н Вепжбнц- кии вспоминал, что у Куприна -был знакомый гатчииск^ со- борный протодьякон Амвросий, у которого писатель однаж- « к г митрополитаРТмвросиГ—Тр°скаУ3 н'я бЫЛа известна история за переход в стан расколышков был Тш е .ГБ о сио сао^Г° РЬ1й кафедры, а затем отлучен от церкви2. Ьосноса-раевской В озмоу К но , Куприну была известна и ленте тытг-п ^вВ^ ° „ Г ь РХсвоёй^ в % ^ о 1 Г ’ засл>'ж;'“ШбГ 0 печальную в которой объявлял Толстого политическим в8рГоРГобщества. С^^«Мисснонерский* Горняк,,С ^ ^ Т ^ т .Т '^ о я б Ч - д ^ к а б р ь . стр. 16—4 52 декабрь.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=