Проблемы истории русской литературы 1973 г.

ведении протодьякона (волнение при выступлении перед пуб­ ликой), то для •изображения внешнего, показного в его ха­ рактере. «Известно,—пишет ¡Куприн,—что актеры бледнеют и крестятся перед выходом на сцену. Отец Олимпии, всту­ пая в храм, крестился по чину и по обычаю. Но нередко, тво­ ря крестное знамение, он также бледнел от волнения и думал: «Ах, не сорваться бы!.» (4, 657). Так писатель изображает сосуществование естественного, обыкновенного и неестествен­ ного, показного начал в облике своего ¡героя. Естественное начало, прорывающееся в мыслях протодьякона во время церковной службы, делает его обыкновенным. ‘Пробуя ¡голос, протодьякон думает: «Нет, подлец-регент, ты при владыке не посмеешь перевести мне тон» (4, 65в). Так впервые наме­ чается противоречие между естественным в характере тероя и неестественным в его поведении, обусловленным служеб­ ным положением и средой. Протодьякон предстает перед читателем служителем, ме­ ханически выполняющим церковную обрядность, попом «по казенной должности». По привычке, не вдумываясь в суть, он произносит «символ веры», «равнодушно» (подчеркнуто мною.— И. К.) сотрясает своим «львиным ревом» 'собор. Од­ нако внутренний мир Олимпия далеко не соответствует его внешнему поведению. Экскурсами во внеслужебную жизнь героя Куприн раскрывает присущую ему ' душевную мяг­ кость, эмоциональность, снисходительность к людям, физи­ чески более слабым. «Он,— отмечал Куприн,— совершенно ис­ кренно боялся своей ¡немного истеричной, немного припадоч­ ной дьяконицы» (4, 656). И в русской, и в западноевропейской литературе писате­ ли исстари, характеризуя своих героев, обращались к книге как к одному из художественных средств раскрытия внут­ реннего мира (Сервантес, Пушкин, Достоевский) *. По этому пути идет и Куприн. «Казаки» Толстого в рассказе «Анафе­ ма» являются художественным средством раскрытия внут­ реннего состояния протодьякона Олимпия. Повесть произвела сильное впечатление на «стихийную протодьяконскую душу». «Три раза -подряд,—пишет Куп­ рин,—прочитал он (Олимпий.— М. К.) повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки1 1 См. об этом: М. А л ь т м а н . Через призму литературы. Жури. «В мире книг», 1971, № 6, стр. 39—40. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=