Проблемы истории русской литературы 1973 г.
ведении протодьякона (волнение при выступлении перед пуб ликой), то для •изображения внешнего, показного в его ха рактере. «Известно,—пишет ¡Куприн,—что актеры бледнеют и крестятся перед выходом на сцену. Отец Олимпии, всту пая в храм, крестился по чину и по обычаю. Но нередко, тво ря крестное знамение, он также бледнел от волнения и думал: «Ах, не сорваться бы!.» (4, 657). Так писатель изображает сосуществование естественного, обыкновенного и неестествен ного, показного начал в облике своего ¡героя. Естественное начало, прорывающееся в мыслях протодьякона во время церковной службы, делает его обыкновенным. ‘Пробуя ¡голос, протодьякон думает: «Нет, подлец-регент, ты при владыке не посмеешь перевести мне тон» (4, 65в). Так впервые наме чается противоречие между естественным в характере тероя и неестественным в его поведении, обусловленным служеб ным положением и средой. Протодьякон предстает перед читателем служителем, ме ханически выполняющим церковную обрядность, попом «по казенной должности». По привычке, не вдумываясь в суть, он произносит «символ веры», «равнодушно» (подчеркнуто мною.— И. К.) сотрясает своим «львиным ревом» 'собор. Од нако внутренний мир Олимпия далеко не соответствует его внешнему поведению. Экскурсами во внеслужебную жизнь героя Куприн раскрывает присущую ему ' душевную мяг кость, эмоциональность, снисходительность к людям, физи чески более слабым. «Он,— отмечал Куприн,— совершенно ис кренно боялся своей ¡немного истеричной, немного припадоч ной дьяконицы» (4, 656). И в русской, и в западноевропейской литературе писате ли исстари, характеризуя своих героев, обращались к книге как к одному из художественных средств раскрытия внут реннего мира (Сервантес, Пушкин, Достоевский) *. По этому пути идет и Куприн. «Казаки» Толстого в рассказе «Анафе ма» являются художественным средством раскрытия внут реннего состояния протодьякона Олимпия. Повесть произвела сильное впечатление на «стихийную протодьяконскую душу». «Три раза -подряд,—пишет Куп рин,—прочитал он (Олимпий.— М. К.) повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки1 1 См. об этом: М. А л ь т м а н . Через призму литературы. Жури. «В мире книг», 1971, № 6, стр. 39—40. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=