Проблемы истории русской литературы 1973 г.
Толстого, легко поддающуюся закреплению в кадрах, вместе с тем предупреждали о том, что «не каждый литературным эпизод может быть превращен в театральное или кинема тографическое зрелище» *, и, «если ие уметь увидеть образ ность средствами своей области и ее возможностей, то неза чем и в кино идти режиссером»1 2. К такому же заключению, исследуя проблемы экранизации художественной литерату ры, приходит И. Маневич, который считает, что «аосолюгно точно воплощенная на экране проза теряет свою власть над нами», что «без трансформации материала под током высо кого напряжения, присущего киноискусству по самой его природе, немыслимо создание кинозрелища». Исследователь говорит о необходимости «привлечь внимание критиков и художников к одному почти парадоксальному обстоятель ству: произведения литературы, единодушно признанные ки нематографичными, часто оказываются наиболее далекими от кино, а их кпнематографпчность призрачной»3. А. Арбу зов возражает против такой практики, «когда актер, основа театра, переносится на экран как он есть, как он вылеплен другим режиссером, театральным»4. Против необоснованного вторжения одного искусства в область другого все чаще и решительнее-в последнее время стали выступать видные литературоведы. «Возможно,— счи тает Д. С. Лихачев,—что прогресс в развитии искусств свя зан со все большей и большей спецификацией искусств и углублением внутренних закономерностей их роста»5. Б. Мей лах напоминает, что «ценность произведений прямо пропор циональна степени воплощения специфики искусства»6. Как видно, эти мысли перекликаются с высказываниями Толсто го по вопросам специфики искусства. 1 М. И. Р о мм . Драматургия кино и вопросы композиции сценария и фильма. М., 1057, стр. 15. ' н 2 С. Э й з е н ш т е й н . Литература в кино. «Вопросы литературы». 1968, № 1, стр. 96. 3 И. Ма н е в и ч . Кино и литература. М., «Искусство», 1966, стр. 131, 239. 4 «Советский экран», 1969, № 3, стр. 7. Д- С. Л и х а ч е в . Поэтика древнерусской литературы. Л., «Наука» 1967, стр. 36. с Б. Ме й л а х . Талант писателя и процессы творчества. Л., «Сов пне.», 1969, стр. 37. 43 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=