Проблемы истории русской литературы 1973 г.
Другой пример. Советский писатель Артем Веселый во время работы над повестью «Гуляй, Волга» (1932), в целом талантливо воспроизводящей поход отряда Ермака в Сибирь, «специально ездил, как рассказывает А. Глебов, в Ленин град, в Русский музей, чтобы посмотреть «Покорение Сиби ри Ермаком» Сурикова, и -просидел перед картиной три ча са»1. Центральная сцена повести —бой казаков Ермака с войсками Кучума на Иртыше —образец творческого исполь зования достижений смежного искусства. Но'портрет Ерма ка, рассыпанный по всей повести в шести кадрах, ничем не скрепленных,—результат механического подражания тол стовскому «текучему» портрету, который закономерен в ро мане-эпопее, где детально прослеживается сложная эволю ция героев, и не всегда оправдан в повести. «Текучий» порт рет Ермака превращается здесь в самоцель. В наши дни, когда процесс проникновения одного искус ства в область другого, ведущий подчас к размыванию гра ниц искусства, происходит необыкновенно интенсивно, а пе реводы произведений одного искусства на язык другого, осо- енно экранизация и иллюстрирование художественной ли тературы, достигли небывалых размеров, уроки Толстого мо гут оказаться поучительными не для одних лишь художни ков, слова. История создания исторических живописных полотен, воз никших под влиянием Толстого, особенно история иллюстри рования его исторических произведений свидетельствует что Г п п Т ,плодотвортшх Результатов добивались те из'худож- мипу !К п НИ д ш ЖН° отпести автаРа иллюстраций к «Войне и лиру» Д. А Шмарпнова и создателя иллюстраций к «Хад жи-Мурату» Е. Е. Лансере)/которые, следуя по тем же пу тям ,в изучении исторических материалов, по которым шел Толстой, не копировали ни эти источники, ни толстовский текст. ^ _ Успехи и неудачи в экранизации произведении Точстого также во многом обусловлены тем, насколько постановщики фильмов учитывали специфику кинематографичное™ прозы подлежавшей экранизации, и специфику киноискусства С Эйзенштейн, М. Ромм и другие деятели кино, неоднократно указывая на необыкновенную кинематографичное™ прозы 1 «Вопросы литературы», 1964, ,\Ь 3, стр. 37. 42 ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=