Проблемы истории русской литературы 1973 г.
ратории в процессе перевода изобразительных источников на язык художественной прозы, могут стать поучительными для деятелей самых различных видов искусства, хотя ни творче скому опыту Толстого, ни его высказываниям, не охваты вающим всех еторон сложной проблемы специфики искусства, разумеется, нельзя придавать значение универсальное и рас пространять их на все случаи художественного творчества. Располагая богатым иконографическим материалом, Тол стой имел возможность, по выражению В. В. Стасова, «за глянуть прямо в лица» многим своим персонажам. В значи тельной мере по этой причине мы отчетливо видим большин ство исторических героев его романа, нисколько не сомне ваясь в исторической достоверности их портретных харак теристик. Но наблюдения над работой, проделанной Толстым по изучению исторических изобразительных источников и трансформации их показаний в художественную прозу, под тверждают мысль о том, что освоение художником слова достижений других видов искусства может принести плоды в литературном творчестве и способствовать повышению уровня художественности литературного произведения лишь при условии сохранения чистоты, самобытности приемов и средств литературного искусства, его специфики наряду с сохранением собственной писательской индивидуальности. В силу этого толстовские портреты исторических лиц не идентичны живописным или графическим портретам их про тотипов, что нередко обнаруживается у других исторических романистов прошлого века, но вместе с тем по степени худо жественности они стоят на одном уровне с лучшими образ цами русского портретного искусства эпохи его расцвета и во многом даже предваряют те новаторские принципы со циально-психологического портрета, которые утвердились в творчестве наиболее талантливых живописцев — современни ков Толстого. Плодотворное освоение опыта Толстого невозможно без сохранения творческой индивидуальности и без проявления творческой озаренности, художником, перенимающим этот опыт. А. Н- Толстой, например, опираясь на изобразитель ные источники, создал галерею исключительно живописных пластических портретов исторических лиц в романе «Петр I» потому, что, преодолевая описателыюсть и статичность порт ретного рисунка, творчески подошел к освоению открытого Л. Толстым способа создания динамического портрета, не изменяя своей собственной манере письма. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=