Проблемы истории русской литературы 1973 г.

ратории в процессе перевода изобразительных источников на язык художественной прозы, могут стать поучительными для деятелей самых различных видов искусства, хотя ни творче­ скому опыту Толстого, ни его высказываниям, не охваты­ вающим всех еторон сложной проблемы специфики искусства, разумеется, нельзя придавать значение универсальное и рас­ пространять их на все случаи художественного творчества. Располагая богатым иконографическим материалом, Тол­ стой имел возможность, по выражению В. В. Стасова, «за­ глянуть прямо в лица» многим своим персонажам. В значи­ тельной мере по этой причине мы отчетливо видим большин­ ство исторических героев его романа, нисколько не сомне­ ваясь в исторической достоверности их портретных харак­ теристик. Но наблюдения над работой, проделанной Толстым по изучению исторических изобразительных источников и трансформации их показаний в художественную прозу, под­ тверждают мысль о том, что освоение художником слова достижений других видов искусства может принести плоды в литературном творчестве и способствовать повышению уровня художественности литературного произведения лишь при условии сохранения чистоты, самобытности приемов и средств литературного искусства, его специфики наряду с сохранением собственной писательской индивидуальности. В силу этого толстовские портреты исторических лиц не идентичны живописным или графическим портретам их про­ тотипов, что нередко обнаруживается у других исторических романистов прошлого века, но вместе с тем по степени худо­ жественности они стоят на одном уровне с лучшими образ­ цами русского портретного искусства эпохи его расцвета и во многом даже предваряют те новаторские принципы со­ циально-психологического портрета, которые утвердились в творчестве наиболее талантливых живописцев — современни­ ков Толстого. Плодотворное освоение опыта Толстого невозможно без сохранения творческой индивидуальности и без проявления творческой озаренности, художником, перенимающим этот опыт. А. Н- Толстой, например, опираясь на изобразитель­ ные источники, создал галерею исключительно живописных пластических портретов исторических лиц в романе «Петр I» потому, что, преодолевая описателыюсть и статичность порт­ ретного рисунка, творчески подошел к освоению открытого Л. Толстым способа создания динамического портрета, не изменяя своей собственной манере письма. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=