Проблемы истории русской литературы 1973 г.
мерзла. В «Путешествии в Арзрум» он писал: «Ермолов при мял меня с обыкновенной своей любезностью. С первого взгляда я не нашел в нем ни малейшего сходства /с его пор третами, писанными обыкновенно профилем. Лицо круглое, огненные серые глаза, седые волосы дыбом. Голова тигра на Геркулесовом торсе. Улыбка неприятная, потому что неес тественна. Когда же он задумывается и хмурится, то он ста новится прекрасен и разительно напоминает поэтический .портрет, писанный Довом»'. Прекрасное лицо, но неприятная —неестественная улыб ка'— эт0 двойственное впечатление,- отмеченное Пушкиным, улавливается и Толстым, у которого Ермолов тоже с лицом красивым, но улыбкой неестественной, притворной и злой. О портрете Ермолова, оставшемся в черновике, читатель «Войны и мира» не знает. По облик генерала воспринимает ся именно в том ключе, который найден был Толстым во время работы над портретом персонажа. Ермолов произво дит двойственное впечатление: как выдающийся военачаль ник, герой Отечественной войны и как человек, который по «личным соображениям» может и Кутузову навредить, и Коновницына «подкатать»- Изучение наружности исторического лица помогло уси лить пластичность образа в целом. Поэтому безликий в пря мом смысле -слова толстовский Ермолов вовсе не безлик как образ в целом. Стремление к лаконизму в .Портретном рисунке у Толсто го— не самоцель. Писатель не всегда избегает подробной детализации как в портретах исторических лиц, так и в сце нах. Портретные зарисовки Наполеона, Мюрата, Александ ра I и других, главным образом, отрицательных персонажей или ироническое изображение обстановки и ритуалов в ма сонской ложе не отличаются лаконизмом. Но и здесь Тол стой знает меру обстоятельности изображения, которая оп ределяется идейно-композиционной ролью портрета пли сцены. Было уже отмечено, что в портретном рисунке Мюрата Тол стой в сравнении с другими романистами сумел обойтись меньшим количеством деталей. Даже в показе масонской ло жи, казалось бы, излишне детализированной, Толстой более сдержан, чем, например, С. Жеромский, автор романа «Пе пел», в изображении той же масонской ложи. 1 А. С. Пу шк и н . Поли. собр. соч. в 10 томах, том VI. М., Изд-во АН СССР, 1957, стр. 641. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=