Проблемы истории русской литературы 1973 г.

характера умного и волевого человека. Одновременно е этим тщательно отобранные детали подаются не способом описа­ ния «остановленного мгновения», как переданы детали пер-' вых вариантов портрета, а подчиняются изображению непре­ рывающего движения тероя, чем достигается, как и в порт­ рете Мюрата, динамика портретного рисунка. Кроме того, усиливается психологическое начало в портрете, особенно в передаче выражения лица. Используя возможности слова, Толстой добивается таких результатов, каких трудно было ожидать от авторов живописных портретов прототипа Бол- конокогснстаршего. Умение Толстого обогатить портретную деталь глубоко содержательным подтекстом дало ему возможность при ха­ рактеристике внешнего облика многих персонажей обойтись несколькими, нередко одной или двумя деталями, поданны­ ми крупным планом. Лаконизм изобразительных деталей связан у Толстого с усилением их психологической .вырази­ тельности. 4 . Конечно, -среди отобранных по живописным источникам деталей встречаются такие, которые выполняют в основном информационные функции. К ним прежде всего относятся детали одежды и вооружения, которые Толстой, стремясь к изображению «исторически верной формы», о чем он писал художнику Башилову, уточнял по портретам, картинам, аль- оомам с изображениями мундиров и вооружения (российских войск. Но и такие детали не нейтральны. Тем более нельзя считать нейтральными те информационные детали, которые передают особенности наружности того или иного историче­ ского персонажа. Подобные детали своей зрительной досто­ верностью (например, генерал Раевский — «полный, краси­ вый, черноволосый»; император Франц — с «длинной голо­ вой», «длиннолицый») усиливают не только пластичность оораза, но и историческую достоверность его. Информационных деталей у Толстого немало. Но писа­ тель стремится подметить в живописных источниках ести позволял их художественный уровень, -прежде всего детали которь,е могли бы стать многофункциональными - деталям ' дающими представление о наружности персонажа а /Кающими отношение к этому персонажу автора или дом™, действующих лиц произведения и позволяющими «овлапет, ключом» к характеру героя, что является высшей задаче.' портретного искусства Толстого. В таких случаях Летал нередко становится, повторяющейся, создающей портреты! .55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=