Проблемы истории русской литературы 1973 г.
характера умного и волевого человека. Одновременно е этим тщательно отобранные детали подаются не способом описа ния «остановленного мгновения», как переданы детали пер-' вых вариантов портрета, а подчиняются изображению непре рывающего движения тероя, чем достигается, как и в порт рете Мюрата, динамика портретного рисунка. Кроме того, усиливается психологическое начало в портрете, особенно в передаче выражения лица. Используя возможности слова, Толстой добивается таких результатов, каких трудно было ожидать от авторов живописных портретов прототипа Бол- конокогснстаршего. Умение Толстого обогатить портретную деталь глубоко содержательным подтекстом дало ему возможность при ха рактеристике внешнего облика многих персонажей обойтись несколькими, нередко одной или двумя деталями, поданны ми крупным планом. Лаконизм изобразительных деталей связан у Толстого с усилением их психологической .вырази тельности. 4 . Конечно, -среди отобранных по живописным источникам деталей встречаются такие, которые выполняют в основном информационные функции. К ним прежде всего относятся детали одежды и вооружения, которые Толстой, стремясь к изображению «исторически верной формы», о чем он писал художнику Башилову, уточнял по портретам, картинам, аль- оомам с изображениями мундиров и вооружения (российских войск. Но и такие детали не нейтральны. Тем более нельзя считать нейтральными те информационные детали, которые передают особенности наружности того или иного историче ского персонажа. Подобные детали своей зрительной досто верностью (например, генерал Раевский — «полный, краси вый, черноволосый»; император Франц — с «длинной голо вой», «длиннолицый») усиливают не только пластичность оораза, но и историческую достоверность его. Информационных деталей у Толстого немало. Но писа тель стремится подметить в живописных источниках ести позволял их художественный уровень, -прежде всего детали которь,е могли бы стать многофункциональными - деталям ' дающими представление о наружности персонажа а /Кающими отношение к этому персонажу автора или дом™, действующих лиц произведения и позволяющими «овлапет, ключом» к характеру героя, что является высшей задаче.' портретного искусства Толстого. В таких случаях Летал нередко становится, повторяющейся, создающей портреты! .55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=