Проблемы истории русской литературы 1973 г.
В своем последующем творчестве, в том числе в «Кав казском герое», .повести о Хаджи-Мурате, этот «русский Валь тер Скотт», как называли Мардовцева'недалекие критики, остался верен'своей манере (и в портретном искусстве тоже), манере, по меткому определению Н. К. Михайловского, «большею частью неуклюжей и многословной» *. Толстой же в своей последней повести, рисуя внешний облик Хаджи-Мурата и Шамиля, бестяще применил способ трансформации ‘изобразительного источника в портретный рисунок персонажа, выработанный им в период создания «Войны и мира». \ ~ I 2. «ПРОСЕИВАНИЕ» ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ‘ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА. ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕТАЛИ — К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ Наряду с созданием динамического портрета основным условием и опоеобом преодоления описательности первона чально намеченного словесно-репродукционного портрета яв ляется также стремление Толстого избавиться от малозна чительных портретных подробностей. Показательна в этом отношении история создания портрета князя Болконского- старшего. В рукописях романа встречаются два обстоятельно дета лизированных портрета генерал-аншефа Волхонского (пер воначальная фамилия персонажа), представляющие собой описание живописных портретов .деда писателя Н. С. Вол конского 1 2 (13, 81; 13, 85).. Освобождение от власти живописного источника, делав шей первые два варианта портрета неподвижно описатель ными, осуществлялось резким сокращением количества дета лей и изменением способа их подачн- При создашш третье го чернового варианта (13, 252—253) и окончательного ва рианта (IV, 119—120) писатель оставляет в портрете лишь то, что необходимо для характеристики князя как предста вителя старой патриархальной знати и передачи сложного 1 И. К. М и х а й л о в с к и й . Соч., том. VI, По, 1897, стр. 674. 2 Один из портретов хранится в Ясной Поляне. Другой, миниатюрный портрет, имеется в Гос. музее Л. Н. Толстого в Москве. Оба портрета кисти неизвестных художников. 2 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=