Проблемы истории русской литературы 1973 г.
расстояние 20-ти шагов», Николай «ясно, до всех подробно стей, рассмотрел и 'Прекрасное, молодое и счастливое лицо императора», и мельчайшие детали его одежды, обратив внимание даже на форму носка сапога. Портрет Александра I еще динамичнее и объемнее порт рета Мюрата, потому что он дается и в момент приближе ния портретируемого лица к позиции, с которой фиксиру ется движение .персонажа, и в момент отдаления от этой позиции- Фиксируя момент приближения, Толстой расчетли во оставляет не замеченной одну очень заметную деталь — «белый плюмаж». Писатель приберег ее для того, чтобы од ной этой деталью зафиксировать момент отдаления: «нако нец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из-за сви ты, окружавшей императора» (IV, 332—334). ,с°блюдсны законы перспективы —одного из е е Г " " ' ЗНаЧИТ> " пластичности. Насколько Тотстым пппгг.Л-л >1:Я п0РтРет в результате выработанного о“ “ "°ДаЧИ' можно лишний раз убедиться лрн «Двенадцатый год» Д ' Л ' Мор'довиевым в Ромапе императора романист знакомит в мо- ии Сан я Движения «блестящего поезда» к месту встое- сту определен возраст персонажа и о ^ ,от,2/ 1 вер бакенбард) и .главное в замечен цвет волос и перечислением портретных л е т я ^ 3” плоско' беспоРяДОчным роман с живописного источника- « В ^ о л я ^ леренесеиных в лица всей толпы к в о й сГ ^ н м у ^ е с т в е н н о о б ^ ” Тр°е; "° ному. Это-белокурый с р ы ж е в ^ Г б ^ к е н б ^ Т а м п К № чина лет около тридцати; он одет в г £ £ Й 5 5 £ й ж Х п Преображенского полка, но без эполет, а только через правое плечо к груди перекинуты аксельбанты- „ а лове высокая треугольная шляпа с черным султаном на гребне и белым плюмажем по краям; на ногах -белые лоси ны и короткие ботфорты; ша-рф и шпага блестят так краси во, а андреевская лента через плечо видна за версту»1 191б! ^ - 6 м Г 0ВЦе’В* ПерВОе П0ЛИ' со0р- С04-’ том У1> Петроград. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=