Проблемы истории русской литературы 1973 г.
Загоскину и Данилевскому для обстоятельного описания наружности, к чему они стремятся .в портретах не только Мюрата, но и других своих исторических персонажей, необ ходимо обеспечить устойчивость изображаемого объекта. С этой целью они прерывают движение, а вернее попросту забывают о состоянии, в каком находится Мюрат, и фикси руют «остановленное мгновение» в однократном портрете. При этом они вовсе не заботятся о порядке и 'последова тельности подачи деталей, нарушая визуальные законы ■вос приятия наружности персонажа, удаленного от зрителя. Так возникает портрет неизбежно cYaтичный и беспорядочно- описательный. Следуя за изобразительным источником, каж дый из названных романистов добивается конкретности и зримой определенности своего портретного рисунка, но вов се не заботится о его объемности. А пластичность предпо лагает, помимо конкретности .и зримости образа, объемную его моделировку- Толстовский же портрет Мюрата выдер живает все критерии пластичности. Рисуя портрет Мюрата, автор «Войны и мира» преодолевает описательность и свя занную с ней статичность отчетливой раскадровкой портре та на три части и, главное, подачей в каждом падре лишь тех деталей, которые становятся .видны постепенно и только с определенного расстояния, чем фиксируется приближение всадника к зрителю (Балашову). И если бы даже Толстой не счел нужным отметить, что Мюрат, показавшийся из-под горы, скачет навстречу Балашеву и Юльнеру, то это под сказала бы строго продуманная последовательность в подаче портретных деталей. В результате «кинематографического» способа подачи портрета Толстой нарисовал «живого» Мюрата. Одушевив его, писатель вместе с тем <не менее наглядно и убедитель но, чем Зато скин и Данилевский, показал актерство разря женного, как павлин, .«неаполитанского короля». Еще раньше (по месту в романе) подобным способом Толстой познакомил читателя с внешним обликом Александ ра I, «оживив» своей волшебной силой слова парадный портрет императора кисти Ф. Крюгера. На смотре союзной армии в Ольмюце Николай Ростов сначала уловил лишь звуки голоса императора. Затем он «издалека своими зор кими глазами узнал государя и следил за его приближени ем». В этом кадре видны уже и «¡приятное лицо», и форма одежды — «конно-гвардейский мундир», «треугольная шля па, надетая с поля». Когда же «государь приблизился па 2— 1261 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=