Проблемы истории русской литературы 1973 г.

уголки, падали иа его плечи длинными, волнистыми локона­ ми. Он был -в зеленой, шелковой, короткой тунике, коричне­ вого цвета рейтузах, синих чулках и в желтых польских по­ лусапожках со шпорами. На его труди была толстая цепь из золотых одноглавых орлов, из-под которой виднелась красная орденская лента; в ушах—дамские сережки, у по­ яса-кривая турецкая сабля, на шляпе — алый, с зеленым, плюмаж; сквозь ¡расстегнутый воротник небрежно свешива­ лись -концы шейного кружевного платка» '. Мюрат у Толстого: «Только что они (Балашов и Юль- нер — Н. М.) выехали за корчму на гору, как навстречу, им из-под -горы показалась кучка всадников, 'впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал вы­ сокий ростом человек в шляпе с перьями, и черными, зави­ тыми 'по плечи волосами, в красной мантии и с длинными нотами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал ¡галопом навстречу Балашеву, блестя и разве­ ваясь на ярком июньском солнце своими .перьями, каменья­ ми и золотыми галунами- Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от ска­ чущего ему навстречу с торжественно-театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». Действительно, это был Мюрат, называе­ мый теперь неаполитанским королем» (VI, 23). Все три писателя для передачи наружности Мюрата вы­ бирают сходные моменты: маршал появляется неожиданно и не находится в состоянии покоя. В степени де тали зации портретов также не -видно существенной разници. Более кро­ потливое, чем у Толстого, описание .наружности Мюрата Загоскиным и Данилевским, очевидно, ¡вызвано их вполне оправданным стремлением дать возможно полную информа­ цию о не совсем обычной страсти «неаполитанского короля? к балаганному одеянию. И хотя в сравнении с этими писа­ телями Толстой сумел обойтись меньшим количеством дета­ лей, своеобразие толстовского портрета в данном случае проявилось не в обычном для писателя стремлении -к лако­ ничности, а в компоновке умело отобранных деталей и спо­ собе их подачи. 1 П. Г. Д а н и л е в с к и й . Сожженная Москва. М„ ГИХЛ, 1957 сир. 99. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=