Проблемы истории русской литературы 1973 г.

сцене и обозревается с одной позиции. Такой «кинематогра­ фический» способ, исключающий возможность плоскостного, без всякой воздушной среды, изображения внешности персо­ нажа, что неизбежно в описательно-репродукционном .порт­ рете, применяется, например, при передаче внешнего облика маршала Мюрата. Своеобразие толстовского однопозиционного портрета чет­ ко выявляется в -сравнении портрета Мюрата из «Войны и мира» с портретами этого же неполеоновского маршала, встречающимися в романах М.. Н. Загоскина .и Г. П- Дани­ левского. Вопрос о том, какой иконографический материал был привлечен и .в какой мере он был использован при со­ здании каждым из исторических романистов своего Мюрата, в данном случае принципиального значения не имеет. Зна­ чительно важнее выяснить, в «какой степени художники сло­ ва учли специфику словесного искусства при трансформации изобразительного материала в словесный образ. А\юрат у Загоскина: «Впереди ехал видный собою муж­ чина на сером ‘красивом коне; черные, огненные .глаза и гу­ стые бакенбарды придавали мужественный вид его прекрас­ ной и открытой физиономии; но в то же время золотые серьги, распущенные по плечам локоны и вообще какая-то не мужская щеголеватость составляла самую чудную лро- тивуположность с остальною частью его воинственного на­ ряда, и без того отменно странного. Он был в куртке -го­ тического покроя, с стоячим воротником, на котором блиста­ ло генеральское шитье; надетая немного набок польская шапка, украшенная пуком страусовых перьев; пунцовые гу­ сарские чихнры и богатый ‘персидский кушак; желтые бо­ тинки и осыпанная бриллиантами турецкая сабля; француз­ ское седло и вся остальная сбруя азиатская; -вместо чепрака тигровая кожа, одним словом: весь наряд его и убор лоша­ ди составляли такое странное смешение азиатского с евро­ пейским, древнее с новейшим, мужского с женским, что З а ­ рецкий не мог удержаться от невольного восклицания...» ’• Мюрат у Данилевского: «На площадке крыльца пока­ зался стройный, высокого роста, с римским носом, привет­ ливым лицом и веселыми, оживленными глазами еще моло­ жавый генерал. Темно-русые волосы его на лбу были ко­ ротко острижены, а о боков, из-под расшитой золотой тре- 1 М. Н. З а г о с к и н . Роолавлев, или русские в 1812 году. М., 1959, сгр. 277. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=