Проблемы истории русской литературы 1973 г.
сцене и обозревается с одной позиции. Такой «кинематогра фический» способ, исключающий возможность плоскостного, без всякой воздушной среды, изображения внешности персо нажа, что неизбежно в описательно-репродукционном .порт рете, применяется, например, при передаче внешнего облика маршала Мюрата. Своеобразие толстовского однопозиционного портрета чет ко выявляется в -сравнении портрета Мюрата из «Войны и мира» с портретами этого же неполеоновского маршала, встречающимися в романах М.. Н. Загоскина .и Г. П- Дани левского. Вопрос о том, какой иконографический материал был привлечен и .в какой мере он был использован при со здании каждым из исторических романистов своего Мюрата, в данном случае принципиального значения не имеет. Зна чительно важнее выяснить, в «какой степени художники сло ва учли специфику словесного искусства при трансформации изобразительного материала в словесный образ. А\юрат у Загоскина: «Впереди ехал видный собою муж чина на сером ‘красивом коне; черные, огненные .глаза и гу стые бакенбарды придавали мужественный вид его прекрас ной и открытой физиономии; но в то же время золотые серьги, распущенные по плечам локоны и вообще какая-то не мужская щеголеватость составляла самую чудную лро- тивуположность с остальною частью его воинственного на ряда, и без того отменно странного. Он был в куртке -го тического покроя, с стоячим воротником, на котором блиста ло генеральское шитье; надетая немного набок польская шапка, украшенная пуком страусовых перьев; пунцовые гу сарские чихнры и богатый ‘персидский кушак; желтые бо тинки и осыпанная бриллиантами турецкая сабля; француз ское седло и вся остальная сбруя азиатская; -вместо чепрака тигровая кожа, одним словом: весь наряд его и убор лоша ди составляли такое странное смешение азиатского с евро пейским, древнее с новейшим, мужского с женским, что З а рецкий не мог удержаться от невольного восклицания...» ’• Мюрат у Данилевского: «На площадке крыльца пока зался стройный, высокого роста, с римским носом, привет ливым лицом и веселыми, оживленными глазами еще моло жавый генерал. Темно-русые волосы его на лбу были ко ротко острижены, а о боков, из-под расшитой золотой тре- 1 М. Н. З а г о с к и н . Роолавлев, или русские в 1812 году. М., 1959, сгр. 277. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=