Проблемы истории русской литературы 1973 г.

облика, так как содержание новой -сцены не .позволяло ввес­ ти в нее ранее сделанную .портретную зарисовку. По этой причине, как подсказывают -черновые варианты романа, остался -без описания наружности генерал Ермолов л был опущен один из портретов Александра I. Рассмотрим вто­ рой случай. К первому же -вернемся позднее в другом -раз­ деле работы. В одном из ранних вариантов начала романа (рукопись относится к концу 1863—началу 1864 года), где рисуется сцена встречи государя у подъезда дома ¡важного вельможи* имеется портрет, знакомый по многим гравюрам и живопис­ ным .портретам 'императора: «...- Из кареты легко лаковым са­ погом с шпорой ступил на красное сукно высокий мущина в мундире с поднятыми плечами [...] Знакомая народу фигура государя с зачесанным затылком и взлизами, с высокими эполетами и андреевской лентой из-под шинели, быстро по­ казалась и скрылась в освещенном подъезде. Государь -в ру­ ке держал -шляпу -с плюмажем и что-то мельком сказал, проходя, вытянутому и наклоненному полицмейстеру» (13, 69). В окончательном тексте этот портрет не нашел места, потому что сцена, куда он непринужденно вписывался, опу­ щена. В сцене же самого -бала у «екатерининского вельможи» (она передвинута теперь с начала романа во второй том), где появляется император, довольно обстоятельно описан­ ный портрет оказался бы лишним: он мог отвлечь внимание от других лиц и эпизодов, нарушить четкий ритм беспрерыв­ ной смены эпизодов, составляющих картину бала. О динамике толстовского портрета писали много. И суть толстовского принципа портретной динамики видели глав­ ным образом в разновременной подаче портрета персонажа по пастям в ходе развития сюжета, о чем до сих пор шла речь и -в данной статье. Сопоставительный анализ портретов некоторых историче­ ских персонажей Толстого с их изобразительными источни­ ками или портретами этих же лиц, созданными другими пи­ сателями, позволяет более отчетливо, чем при изолирован­ ном изучении специфики толстовского' портретного искусст­ ва, увидеть, что автор эпопеи, обеспечивая своим персона­ жам наибольшую достоверность, сводя до минимума худо­ жественную условность, стремится -сделать портрет подвиж­ ным, развивающимся во времени и пространстве, даже в тех случаях, когда он локализован—прикреплен к одной 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=