Проблемы истории русской литературы 1973 г.
облика, так как содержание новой -сцены не .позволяло ввес ти в нее ранее сделанную .портретную зарисовку. По этой причине, как подсказывают -черновые варианты романа, остался -без описания наружности генерал Ермолов л был опущен один из портретов Александра I. Рассмотрим вто рой случай. К первому же -вернемся позднее в другом -раз деле работы. В одном из ранних вариантов начала романа (рукопись относится к концу 1863—началу 1864 года), где рисуется сцена встречи государя у подъезда дома ¡важного вельможи* имеется портрет, знакомый по многим гравюрам и живопис ным .портретам 'императора: «...- Из кареты легко лаковым са погом с шпорой ступил на красное сукно высокий мущина в мундире с поднятыми плечами [...] Знакомая народу фигура государя с зачесанным затылком и взлизами, с высокими эполетами и андреевской лентой из-под шинели, быстро по казалась и скрылась в освещенном подъезде. Государь -в ру ке держал -шляпу -с плюмажем и что-то мельком сказал, проходя, вытянутому и наклоненному полицмейстеру» (13, 69). В окончательном тексте этот портрет не нашел места, потому что сцена, куда он непринужденно вписывался, опу щена. В сцене же самого -бала у «екатерининского вельможи» (она передвинута теперь с начала романа во второй том), где появляется император, довольно обстоятельно описан ный портрет оказался бы лишним: он мог отвлечь внимание от других лиц и эпизодов, нарушить четкий ритм беспрерыв ной смены эпизодов, составляющих картину бала. О динамике толстовского портрета писали много. И суть толстовского принципа портретной динамики видели глав ным образом в разновременной подаче портрета персонажа по пастям в ходе развития сюжета, о чем до сих пор шла речь и -в данной статье. Сопоставительный анализ портретов некоторых историче ских персонажей Толстого с их изобразительными источни ками или портретами этих же лиц, созданными другими пи сателями, позволяет более отчетливо, чем при изолирован ном изучении специфики толстовского' портретного искусст ва, увидеть, что автор эпопеи, обеспечивая своим персона жам наибольшую достоверность, сводя до минимума худо жественную условность, стремится -сделать портрет подвиж ным, развивающимся во времени и пространстве, даже в тех случаях, когда он локализован—прикреплен к одной 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=