Проблемы истории русской литературы 1973 г.
портретом генерала кисти Д. Доу, который был известен пи сателю по гравюре Г. Доу (13, 364). Необходимость этой замены была вызвана утверждав шимся в ^период создания романа-эпопеи толстовским прие мом подачи портрета «на людях» и в сложном сцеплении с конкретным сценическим эпизодом, когда возникает возмож ность сообщить лишь такие подробности наружности портре тируемого, какие мог увидеть другой персонаж (например, князь Андрей при характеристике наружности Багратиона), притом увидеть при ограниченных временными рамками об стоятельствах. Подобный способ подачи портретного рисунка обеопечи- вает более экономное изображение «душевной жизни, выра жающейся в сценах», что Толстой считал для себя главным (88, 168). Помимо этого, замена статичного однокадрового портрета персонажа портретом динамических?, раскрываю щимся^ во времени, помогала Толстому реализовать одно из важнейших требований, предъявляемых писателем к художе ственному произведению. «Художник,—говорил он,—для то го. чтобы действовать на других, должен быть ищущим что- бы его произведение было исканием. Если он все нашел и у З4'ает и }'чпт' «ли нарочно потешает, он не действует» (от, /4). ь черновых вариантах романа портреты Багратио на. например, давались как готовый результат, полученный автором, при изучении изобразительных источников- В окон чательном же тексте портретная характеристика полководца включенная в движущуюся панораму событий и подчиненная тем сценическим эпизодам, в которых фигурирует персонаж отражает сам процесс «искания»-познан,ш исторического героя. Динамичность в значительной мере обеспечивает пла стическую красоту толстовского портретного рисунка по- лейстами»''113“ ™ °Суи1ествлтется » действии /познается в Верность принципу строгой подчиненности портрета сце ническому эпизоду, что является основной лружипой д и н а микн толстовского портрета, приводила иногда к томе что писатель, опустив в окончательном варианте текста сцену имевшуюся В черновиках, расставался частично сиене П е гГ /Г " 0" заРПСОВКОЙ- прикрепленной ж отвергнутой сцене. Персонаж оставался без характеристики его внешнего 1 Б. В. Ас а ф ь М.-Л., «Искусство», ев (Игорь Глебов). 1966, стр. 48—49. Русская живопись. Мысли и думы. 29 V \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=