Проблемы истории русской литературы 1973 г.

портретом генерала кисти Д. Доу, который был известен пи­ сателю по гравюре Г. Доу (13, 364). Необходимость этой замены была вызвана утверждав­ шимся в ^период создания романа-эпопеи толстовским прие­ мом подачи портрета «на людях» и в сложном сцеплении с конкретным сценическим эпизодом, когда возникает возмож­ ность сообщить лишь такие подробности наружности портре­ тируемого, какие мог увидеть другой персонаж (например, князь Андрей при характеристике наружности Багратиона), притом увидеть при ограниченных временными рамками об­ стоятельствах. Подобный способ подачи портретного рисунка обеопечи- вает более экономное изображение «душевной жизни, выра­ жающейся в сценах», что Толстой считал для себя главным (88, 168). Помимо этого, замена статичного однокадрового портрета персонажа портретом динамических?, раскрываю­ щимся^ во времени, помогала Толстому реализовать одно из важнейших требований, предъявляемых писателем к художе­ ственному произведению. «Художник,—говорил он,—для то­ го. чтобы действовать на других, должен быть ищущим что- бы его произведение было исканием. Если он все нашел и у З4'ает и }'чпт' «ли нарочно потешает, он не действует» (от, /4). ь черновых вариантах романа портреты Багратио­ на. например, давались как готовый результат, полученный автором, при изучении изобразительных источников- В окон­ чательном же тексте портретная характеристика полководца включенная в движущуюся панораму событий и подчиненная тем сценическим эпизодам, в которых фигурирует персонаж отражает сам процесс «искания»-познан,ш исторического героя. Динамичность в значительной мере обеспечивает пла­ стическую красоту толстовского портретного рисунка по- лейстами»''113“ ™ °Суи1ествлтется » действии /познается в Верность принципу строгой подчиненности портрета сце­ ническому эпизоду, что является основной лружипой д и н а микн толстовского портрета, приводила иногда к томе что писатель, опустив в окончательном варианте текста сцену имевшуюся В черновиках, расставался частично сиене П е гГ /Г " 0" заРПСОВКОЙ- прикрепленной ж отвергнутой сцене. Персонаж оставался без характеристики его внешнего 1 Б. В. Ас а ф ь М.-Л., «Искусство», ев (Игорь Глебов). 1966, стр. 48—49. Русская живопись. Мысли и думы. 29 V \

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=