Проблемы истории русской литературы 1973 г.

В другом черновом варианте описания именин у графа (рукопись j \° 47) заметно стремление подчинить портрет пер­ сонажа изображению поведения графа. Поэтому о наружно­ сти графа сообщается не все, что отмечено в первом вариан­ те описания именин. Граф Плохой (такой фамилией наделен на этот раз будущий Ростов) выглядит так: «...Пожалуйста, пожалуйста, душевно прошу вас от всего семейства.—Эти слова, с одинаковой доброй, открытой улыбкой на бритом полном и круглом лице, крепко пожимая руки и несколько раз кланяясь, граф говорил всем приезжавшим, а приезжала вся Москва» (13, 150). В окончательном тексте о наружности графа Ростова го­ ворится почти все, что намечено в .первом варианте портрета, но подается в двух кадрах, прикрепленных к разным момен­ там одного и того же изображаемого события. Граф встре­ чает и провожает гостей, приглашая их к обеду: «.. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chère.— Эти слова с оди­ ноким выражением на полном, веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые были еще в гостиной; [...] и снова с видом усталого, но твердого в наполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать» (IV, 51). В этом рисунке лица графа опускается определение «круг­ лое» (лицо), имеющееся в первом портрете. Но оно не забы­ то. Изображая состояние графа в момент исполнения им любимого танца, писатель замечает, что на его «круглом лице» все более и более распускалась улыбка (IV, 94). В ходе повествования портретная характеристика граф? дополняется новыми деталями, которых не было в первом портрете- Например, отмечается краснота лица графа, так от­ четливо переданная на живописном портрете прототипа. Во время обеда графиня «кидала значительные взгляды на му­ жа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотою резче отличались от седых волос» (IV, 85). Мотивы,-которыми руководствовался Толстой при замене статичных описательных портретов, первоначально созданных по иконографическим источникам, портретами динамическими, отчетливо выявляются при изучении истории создания других персонажей, в' частности портрета Багратиона, черты лица которого описаны автором романа в полном соответствии 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=